ОБУЧЕНИЕ ОБСЛЕДОВАНИЮ ПРЕДМЕТОВ

Сензитив или естественный период начала изучения предметов руками в норме соответствует четырём месяцам жизни. В этом возрасте малыш долго занимается висящими над кроваткой игрушками. В шесть месяцев уже более разнообразно изучает: перекладывает игрушку из руки в руку, отодвигает, рассматривает, тянет игрушки в рот. Интересные игрушки стимулируют малыша к ползанью, чтобы заполучить что-то привлёкшее внимание, карапуз готов преодолеть пространство. В восемь месяцев ребёнок любит бросать разные предметы с высоты (например, стульчика для кормления) и слушать звук падения, смотреть вниз, куда предмет упал, затевать с мамой игру “подними, а я снова брошу“. При задержанном/отклоняющемся развитии нужно возвращаться к непройденным этапам развития и реконструировать их. Поэтому при необходимости учим детей изучать предметы. Каким манипуляциям следует ребёнка обучить? Ощупыванию предмета и выявлению его качеств: большой/маленький (можно взять одной рукой или понадобятся обе); мягкий/твердый (получится продавить или нет, разный звук при падении или стучании); гладкий или на поверхности есть выпуклости/впадины, шероховатости, отверстия (простор для изучения пальчиками); тяжёлый/ лёгкий (разный звук при падении, одна или две руки задействованы при изучении); издаёт ли звук, есть ли кнопки, можно ли потянуть за детали (элестичный или нет), есть ли запах, можно ли повозить и т.д. Какие игрушки/пособия могут в этом случае быть полезны? 📌 Сенсорные мячики с разными характеристиками: размер, цвет, поверхность, материал (резина, пластик, ткань, в том числе вязаные, дерево), наполнитель. 📌 Пирамидки: классическая деревянная, магнитная, без стержня, с накрученный на остов спиралью, чтобы надеваемые кольца вращались. 📌 Кубики с картинками, мягкие и твёрдые, их можно трогать, ставить друг на друга, рассматривать разноцветные картинки, мять, бросать. 📌 Неваляшка, а лучше две для развития координации. 📌 Музыкальные инструменты: барабан, ксилофон, портативные клавиши. Задействованы руки и слух. Своего рода речевая тренировка, совмещение движения и звука. 📌 Тактильные книги, в том числе фетровые. Можно давать ребёнку трогать и гладить разные поверхности: мех, шёлк, вельвет, бархат, что--то умеренно шершавое, колючее; тёплое и холодное, мокрое и сухое. 📌 Книги для купания, они, как правило, тактильные. 📌 Текстурные книги и цветная бумага (бархатная, фольгированная, гофрированная), фольга. 📌 Игрушки со всевозможными наполнителями, которые при проминании дают разные ощущения и звук. 📌 Игрушечные животные реалистичного изображения из разных материалов. 📌 Аромаигрушки, например, аромалото. 📌 Магнитные игрушки, конструкторы. 📌 Двигающиеся игрушки: 1) оснащённые колёсами, которые можно катать по столу или полу рукой (машинки, лошадки); 2) более сложный вариант — игрушки-каталки на верёвке или на длинной палке, которые можно возить за собой (оборачиваясь!) или толкать впереди себя; 3) заводные или на батарейках, не перенасыщенные сенсорикой, без резких, назойливых звуков. 📌 Бизикубики, простые, неперегруженные деталями. Обучение детей обследованию предметов, стимулирование познавательной активности, любопытства к окружающему пространству подводит их к игровой деятельности и стимулирует развитие мышления.
Back to Top