Преподобный Фалассий, настоятель монастыря в Ливии, подвизался в VII веке. Он был другом святого Максима Исповедника (память 21 января), с которым многие годы вел переписку. Святые подвижники, как свидетельствуют их письма, обратились к разъяснению трудностей в духовной жизни. Преподобный Фалассий, хорошо изучивший Священное Писание, соединял глубокие познания с духовным просвещением верующих. Богословские положения он изложил в виде афоризмов-наставлений в труде “О любви, воздержании и духовной жизни“. Сочинение аввы Фалассия состоит из 400 статей, каждая из которых написана в форме акростиха, что свидетельствует о выдающемся литературном таланте автора. В этом произведении наряду с духовными нравоучениями излагаются вопросы догматического характера: о воплощении Бога Слова, об искуплении человечества. Преподобный Иоанн Дамаскин (память 4 декабря) в своих богословских трудах опирался на произведения преподобного Фалассия. Основная мысль в трудах преподобного Фалассия сосредоточена на внутреннем духовном подвиге, проходящем в борьбе со страстями. “Если хочешь, – говорит он, – освободиться от всего злого совокупно, то отрекись от матери зол – самолюбия. Всем страстям предшествует самолюбие, а за всеми последует, наконец, гордость. Три главные помысла похоти рождаются от страсти самолюбия, за которыми следуют все прочие страстные помыслы, но не все вместе“. Преподобный Фалассий скончался в глубокой старости около 660 года, мощи его прославились источением благоуханного мира.
Мир вашему дому, дорогие братья и сестры!
Источник: «Церковный календарь»
Из трудов преподобного Фалассия:
«Тех только одних не обижает совесть, которые или достигли верха добродетели, или ниспали в самую глубь зла.
Учитель истинный есть совесть, слушающийся которой пребывает непреткновен.
Переноси терпеливо удары печальных и душераздирательных случайностей; ибо таковыми очистить тебя хочет Божие промышление.
Заключи чувства посредством безмолвного уединения и подвергай строгому суду помыслы, восстающие в сердце.
Сохрани себя от невоздержания и ненависти, и не встретишь преткновения во время молитвы.
Истинную любовь стяжал тот, кто ни подозрений, ни слова не допускает против ближнего.
Если хочешь избавиться от всех вместе страстей, восприими воздержание, любовь и молитву.
Равную ко всем любовь стяжал, кто преуспевающим в добре не завидует, а о нерадящих о том жалеет.
Стремления похоти обуздывай воздержанием, а стремления гнева – духовною любовию.
Какое существо не имеет ни начала ни конца, того и премудрость неисследима».