«Синяя папка» — пятый совместный документальный фильм берлинской студии Narra и кооператива независимых журналистов «Берег». Он посвящен братьям Стругацким — культовым советским писателям, которые по-прежнему невероятно популярны и актуальны в России. За книгами Стругацких в СССР выстраивались очереди, журналы с их повестями перепродавали на черном рынке. Братья не были диссидентами: свою писательскую карьеру они начинали убежденными коммунистами; мир будущего, описанный ими, — это мир коммунистической утопии. Тем удивительнее, что вся их творческая биография — это ожесточенная борьба с цензурой. Которую они проиграли.
Роман Штыль-Битыньш, автор фильма о братьях Стругацких: «Аркадий и Борис Стругацкие — важнейшие советские писатели, которые помогли не одному поколению читателей бежать (пусть всего лишь мысленно) от унылого советского настоящего в удивительное будущее. Но главное, их книги не давали забыть о философских вопросах, встающих перед каждым из нас в реальной жизни, — и побуждали искать ответы на них.
Писатели, востребованные полвека назад, в советские времена, нужны и сейчас, их читают, у них множество фанатов. Но если вы захотите посмотреть кино о Стругацких, вы почти ничего не найдете — видеоматериалов о них очень мало. Между тем жизнь Стругацких будто дает ответ на вопрос о том, способен ли взрослый человек меняться, признавать ошибки и становиться лучше.
К сожалению, почти невозможно уместить их жизнь и книги в рамки часового фильма, неизбежны и упрощения, и сокращения. Поэтому эта картина — не байопик. Наше кино рассказывает лишь об одной из сторон жизни Стругацких. Она о борьбе писателей с советской цензурой за свои книги. Иногда эта борьба бывала успешной, иногда приходилось идти на компромиссы, порой они просто отказывались от схватки. Но спустя полвека мы по-прежнем читаем братьев — а значит, они все-таки победили. Победили цензоров. Победили время и пространство».
Студия Narra
Кооператив журналистов «Берег»
Фильм про Тамару Морщакову
Фильм про Романа Абрамовича
Фильм про Никиту Михалкова
Фильм про Валерию Новодворскую