Искусство китайской национальной живописи имеет свои уникальные традиции и техники, и оно тесно связано с использованием бумаги, туши и кистей. Давайте рассмотрим каждый из этих элементов подробнее:
Бумага (纸, zhǐ):
Для китайской живописи часто используется специализированная бумага, называемая “xuan paper“ (宣纸, xuānzhǐ), которая также используется в китайской каллиграфии. Термин «рисовая бумага», применяемый по отношению к бумаге для китайской каллиграфии и живописи, не совсем точен. Название «rice paper» вошло в обиход среди иностранцев, после чего так стали называть всю бумагу, изготавливаемую ручным способом в Китае и за его пределами. Китайское же название — сюаньчжи — дано по местечку Сюань в провинции Аньхой, где эта бумага была впервые изготовлена.
В действительности к процессу изготовления бумаги прямое отношение имеет не рис, а рисовая солома, то есть то, что в Китае после сбора урожая имеется в огромном количестве. В состав «рисовой» бумаги входят так же кора тутового и синего сандалового дерева, а также сердцевина китайского бумажного дерева Tetrapanax papyrifera, которое растет в южных провинциях. Xuan paper различается по толщине и текстуре, что позволяет художникам выбирать бумагу, которая соответствует их стилю и предпочтениям.
Тушь (墨, mò):
Тушь для китайской живописи изготавливается из сажи, воды и связующих веществ. Она может иметь разные оттенки, включая чёрный, серый и различные оттенки коричневого. Художники могут регулировать интенсивность цвета, добавляя или разбавляя тушь с водой. Тушь используется для создания контуров и линий на бумаге, а также для создания теней и градиентов.
Кисти (毛笔, máobǐ):
Кисти для китайской живописи обычно изготавливаются из животных волос, мягкие кисти делают из волоса козы, жесткие называют волчьими, но чаще всего делают их из шерсти хорька, колонка, собаки, барсука и даже медведя. Смешанные кисти имеют жёсткую сердцевину и наружный слой из шерсти козы, большие кисти из лошадиных хвостов, кисти из петушиных перьев, а еще кисти из первых младенческих волосков, так же как и для китайской каллиграфии. Эти кисти имеют разные формы и размеры и их выбор зависит от стиля и предпочтений художника. Особенность китайских кистей заключается в их способности создавать разнообразные линии и штрихи, начиная от тонких и деликатных до широких и мощных используя всего одну кисть.
Специфика китайской живописи заключается в ее философии и подходе к изображению мира. Китайская живопись стремится к выражению гармонии, балансу и эмоциональной глубине. Часто она включает элементы природы, такие как горы, реки, цветы и птицы, и стремится отразить дух момента, а не подробные детали.
Художники китайской живописи разрабатывают свои навыки годами практики и изучения традиций. Современные художники могут сочетать традиционные методы с современными темами и техниками, создавая уникальные произведения искусства, которые сохраняют дух китайской живописи.