Колыбельная
Режиссер - Дзига Вертов
Ассистент режиссера - Елизавета Свилова
Премьера - 1 ноября 1937
Жанр - Документальный, кинохроника
Автор сценария - Дзига Вертов
Оператор - операторы «Союзкинохроники»
Композитор - Даниил Покрасс, Дмитрий Покрасс
Текст песен - Василий Лебедев-Кумач
Производство - Союзкинохроника. Московская студия
Колыбельная (1937) - документальный фильм, снятый режиссёром Дзигой Вертовым. Фильм снят к 20-летней годовщине Октябрьской революции. Картина вышла осенью 1937 года; через пять дней она без объяснения причин была снята с экрана и запрещена к показу. Фильм посвящён роли женщины в обществе, где роль матери соединяется с её вкладом в социальную и экономическую жизнь. Октябрьская революция 1917 года выступает как событие, позволившее женщине обрести свободу, и дало возможность добиваться успехов в разных сферах социалистического общества.
Фильм снят как ответ на картину Дэвида Уорка Гриффита «Нетерпимость», ключевой кадр которой - женщина, качающая колыбель, а основная идея - беды и несчастья сопровождают и человека, и человечество с появления на свет до смерти. Дзига Вертов использует тот же образ и монтирует фильм из кадров кинохроники, призванной показать светлую и безоблачную жизнь людей при социализме, счастливую судьбу советской женщины-матери.
Воспоминания:
Мать, качавшая ребёнка в «Колыбельной», от имени которой как бы идет изложение фильма, превращается по мере развития действия то в испанскую, то в украинскую, то в русскую, то в узбекскую мать. Тем не менее, мать в фильме как бы одна. Образ матери здесь распределяется между несколькими лицами… Перед нами не мать, а Мать.
Дзига Вертов. О любви к живому человеку // Искусство кино, 1958, № 6
Критика:
Несмотря на запрет, «Колыбельная» входила в сферу внимания киноведов разных лет. Так, один из подробных отзывов на картину появился во время «хрущёвской оттепели»: автор вышедшей в 1962 году книги «Дзига Вертов» Николай Абрамов отметил, что фильм режиссёра-авангардиста представляет собой полемический отклик на кинодраму Дэвида Гриффита «Нетерпимость». Назвав ленту Вертова «песней о матери», Абрамов выделил первые две части фильма, увидев в них «шедевры звуко-зрительного монтажа».
О том, что монтаж в «Колыбельной» - плотный, насыщенный и «ритмически чёткий», написал через двадцать лет автор другой книги о Вертове - Лев Рошаль. При этом киновед предположил, что в 1937 году Дзига приблизился в своём творчестве к «предельному рубежу в создании массовидных, своего рода обзорных картин о жизни страны в целом»; отсюда - некоторая неудовлетворённость режиссёра этой работой.
Александр Дерябин, исследуя разные варианты вертовского сценария, пришёл к выводу, что в процессе работы над «Колыбельной» режиссёр пытался сломать некоторые привычные стандарты, свойственные кинодокументалистике, и «эстетизировать трагическое, не поддающееся… человеческому разумению». Олег Ковалов, сравнив поэтику «Колыбельной» с некоторыми кинематографическими приёмами Лени Рифеншталь, отметил, что картина Вертова «способна восхитить и красотой формы, и последовательностью, с которой выстраивается на экране её отважная концепция».