Бальмонт. Мечтательный вечер - Руслан Богатырев

Эрмитажность. Серебряный свет | Константин Бальмонт. Мечтательный вечер / Комитет национального наследия, 2023. / Русское общество классического романса, 2023. / Руслан Богатырев, 2018. / муз. Александр Суханов, сл. Константин Бальмонт / аранж. Сергей Каминский / исп. Руслан Богатырев / видео: Р.Богатырев. Плёс Левитана (2017). В ту поездку в июле 2017 г. в Плёс я захватил с собой томик стихов Бальмонта. Только потом, уже по прошествии нескольких месяцев осознал, что идея кармен-романсов и эрмитажной музыки окончательно оформилась именно там, в Плёсе на Волге. Некоторые видео потом вошли и в иллюстрации кармен-романсов. Ниже — романс “Мечтательный вечер“. По-левитановски композиционно собран из двух стихотворений Константина Бальмонта. Они написаны в достаточно редком протяжённом метре: 5-стопным амфибрахием. Как писал об этом метре Николай Гумилев, “баюкающий и прозрачный, говорит о покое божественно-лёгкого и мудрого бытия“. Музыка — философски-мечтательный вальс Александра Суханова... Стихи легли идеально. Текст создан с использованием авторского метода поэтической инкрустации из двух стихотворений Константин Бальмонта: • Мечтательный вечер (1897) / Из цикла «Аккорды», сб. «Тишина. Лирические поэмы» (1897) • Затон (1899) / Из цикла «Мимолётное», сб. «Горящие здания. Лирика современной души» (1900) Первые две картины видео сняты в Плёсе в 2017 г. На первой — закат, вид на Волгу (с улицы Ленина) в сторону Костромы. На второй — рассвет, вид (с Советской улицы) в сторону Кинешмы, почти напротив Дома-музея И. И. Левитана. — МЕЧТАТЕЛЬНЫЙ ВЕЧЕР Мечтательный вечер над лесом дышал безмятежно, От новой Луны протянулась лучистая нить, И первые звёзды мерцали так слабо и нежно, Как будто бы ветер чуть слышный их мог погасить. И было так странно, и были так сказочны ели, Как мёртвая сталь, холодела поверхность реки, О чём-то забытом, о чём-то печальном, без цели, Как будто бы пели над влажным песком тростники. — Когда ты заглянешь в прозрачные воды затона, Под бледною ивой, при свете вечерней звезды, Невнятный намёк на призыв колокольного звона К тебе донесётся из замка хрустальной воды. И ты, наклонившись, увидишь прекрасные лица, Испуганным взором заметишь меж ними себя, И в сердце твоём за страницею вспыхнет страница. Ты будешь читать их, как дух, не скорбя, не любя. — И всё, что в молчании ночи волнует и манит, Что тайною чарой нисходит с далёких планет, Тебя в сочетанья свои завлечёт — и обманет, И сердце забудет, что с ними слияния нет. Ты руку невольно протянешь над сонным затоном, И вмиг всё бесследно исчезнет, — и только вдали, С чуть слышной мольбою, с каким-то заоблачным звоном, Незримо порвётся струна от небес до земли. — Мечтательный вечер над лесом дышал безмятежно, От новой Луны протянулась лучистая нить, И первые звёзды мерцали так слабо и нежно, Как будто бы ветер чуть слышный их мог погасить. И в бледном объятьи две тени родные дрожали, И каждой хотелось в другой о себе позабыть, Как будто бы можно в блаженстве не ведать печали, Как будто бы наши сердца не способны любить! — КАРМЕН-ИСКУССТВО Кармен-искусство — новое направление, тесно связанное с эрмитажной музыкой, музыкой природы и тишины. Кармен-романс, — романс-монолог с приоритетом возвышенного поэтического слова — призван соединить слово и уединение, музыку и тишину. Это возврат к первоистокам европейского романса, к Шуберту и Шуману, воспринимавших себя куда скромнее великих Гёте, Шиллера и Гейне, стихи которых в музыке они и воплощали. Кармен-романсы и эрмитажная музыка, напоённые изяществом поэзии Серебряного века, помогают различать и улавливать тончайшие оттенки безмолвного хрустально-чистого мира. Помогают нам постигать глубину неба и слушать мудрость тишины…
Back to Top