Какие желания для нас естественны?
Для того, чтобы понять, какие желания становятся естественными для нас, когда мы повторяем святые имена, можно привести простой пример. Допустим, вы открываете глаза, и видите над собой небо — чистое, ясное небо ослепительной синевы, и очень красивые белые облака. Вокруг тепло, под вами приятный мелкий белый или черный вулканический песок. Светит солнце, вокруг красивые люди, одетые в пляжные костюмы. Где-то недалеко, метрах в десяти от вас море, чайки летают и пронзительно кричат.
Как вы оцениваете эту картину? Нравится ли она вам? Прежде чем ответить на эти вопросы, нужно узнать, кто вы в этой картине. Если вы один из пляжников, который лежит на песке — тогда нравится. Но если я скажу вам, что вы рыба, которую только что выбросило на берег прибоем? Вы лежите и рассматриваете окружающую картину одним глазом, потому что другой упирается в песок. Вы не можете моргнуть, а песок попадает в глаза — тот самый белый или черный песок. Люди бегают вокруг и могут наступить на вас. А самое страшное — чайки, которые летают и смотрят на вас с вполне конкретными намерениями. Страшная картина, ад. Только что был рай, но сейчас это ад, потому что вы поняли, кто вы в этой картине мира.
Так вот, веды утверждают, что когда человек воспевает святые имена, происходит отделение нас и наших первоначальных желаний и сущности от всего остального, несмотря на то что порой это кажется просто приятным времяпровождением. После этого мы сможем оценить картину мироздания вокруг нас реально. Когда мы поймем, кто мы, каковы наши изначальные желания и чему мы изначально принадлежим, мы сможем сказать, хорошо что-то вокруг нас или плохо, и любое явление этой природы обретет свою относительную и абсолютную ценность.
Фрагмент обсуждения на встрече со студентами “Таттва-джигьяса“, 1 октября 2022 г.