ФАБ-3000, ФАБ-5000, ФАБ-9000 НА УКРАИНЕ | СВО

И вот во время своего визита в Нижний Новгород министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил о возобновлении выпуска фугасных авиабомб ФАБ-3000. Масса взрывчатого вещества этих авиабомб составляет примерно 1200 килограмм, остальное приходится на массивный стальной корпус, способный пробивать высокопрочные укрепления и обеспечивать подрыв бомбы внутри уничтожаемого объекта. Про применение ФАБ-3000 с УМПК пока ничего не было сказано, однако крайне маловероятно что ВСРФ решатся на применение ФАБ-3000 без УМПК – даже учитывая ослабление украинской противовоздушной обороны в последнее время, приближение к точке сброса будет для носителей ФАБ-3000 смертельно опасно – противник приложит все силы для уничтожения наших самолётов. Рассмотрим потенциальные носители ФАБ-3000 с УМПК поподробнее, сразу сделаем оговорку: применение ФАБ-3000 без УМПК мы не рассматриваем, поскольку это означало бы полное подавление ПВО противника, а в этом случае уже не критично, что и с чего кидать. Ту-160(М), Ту-95МС(МСМ) Казалось бы, наиболее логичным выглядит применение в качестве носителей ФАБ-3000 с УМПК самолётов стратегической авиации Ту-160 и Ту-95 – их значительная грузоподъёмность позволит за один вылет применять до полудюжины таких боеприпасов. Однако, во-первых, по открытым данным, все имеющиеся в настоящее время на вооружении Ту-160 и Ту-95МС адаптированы для нанесения ударов с помощью крылатых ракет большой дальности, для обеспечения возможности применения ФАБ-3000 с УМПК их придётся дорабатывать, при этом может быть временно или частично утрачена возможность применения этими самолётами крылатых ракет большой дальности. А во-вторых, этих самолётов у ВС РФ не так уж и много, чтобы рисковать ими, подлетая слишком близко к линии боевого соприкосновения. Ту-22М3(М3М) Сразу за «стратегами» идёт дальний бомбардировщик Ту-22М3, который подтвердил свою способность применять ФАБ-3000, сбрасывая их на укронацистов, окопавшихся на заводе «Азовсталь». Но и Ту-22М3 трудно назвать идеальным носителем ФАБ-3000 с УМПК, проблемы всё те же – большие размеры самолёта, низкая маневренность, значительная заметность в тепловом и радиолокационном диапазонах длин волн, ограниченное количество в ВС РФ, высокая стоимость самолёта и его лётного часа. Ил-76 Казалось бы, причём здесь самолёты транспортной авиации? Ведь сбрасывать авиабомбы, пусть и с УМПК, это совсем не их назначение? Однако в реальности имеется множество случаев применения самолётов транспортной авиации для сброса боеприпасов различного назначения, более того, существует явная тенденция к тому, что в будущем использование самолётов транспортной авиации в качестве средств доставки вооружений различного типа будет только возрастать. Не будем говорить о применении с транспортных самолётов обычных свободнопадающих авиабомб в условиях полного или почти полного господства в воздухе, например, когда американские транспортные самолёты C-130 использовались для сброса бомб BLU-82 во Вьетнаме. Хотя тренировки экипажей транспортных самолётов по части сброса авиабомб в ВС РФ проводятся до сих пор, например, в ноябре 2021 года транспортные самолеты Ил-76 успешно отбомбились по учебным целям на полигоне Кушалино в Тверской области с высоты порядка 500 метров. В чём их преимущество? В размерах грузового отсека. Как мы говорили ранее, ФАБ-3000 с УМПК могут быть достаточно габаритными изделиями, помимо того, ограничение габаритов не позволит установить на ФАБ-3000 УМПК с размахом крыльев, обеспечивающих большую дальность применения. В ряде источников высказывается предположение, что значительная масса и габариты ФАБ-3000 с УМПК позволят обеспечить дальность планирования не более 40 километров, что серьёзно подвергает риску самолёт-носитель. Транспортный самолёт Ил-76 обладает грузовым отсеком с большими габаритами, грузоподъёмность 28–60 тонн, дальность полёта с полезной нагрузкой 40 тонн – 6 500 километров. Исходя из вышеуказанных габаритов грузового отсека, можно говорить о потенциальной возможности размещения в Ил-76 в специализированных устройствах транспортировки и сброса от 3 до 16 единиц ФАБ-3000 с УМПК. Применение транспортных самолётов в качестве носителей авиабомб с УМПК снимает ограничение на применение таких сверхтяжёлых боеприпасов, как ФАБ-5000 и ФАБ-9000 с УМПК, просто в грузовом отсеке их будет размещаться меньше, например, всего 3–6 ед. ФАБ-5000 с УМПК или 1–2 ед. ФАБ-9000 с УМПК. Обладая точностью нанесения удара, сравнимой с таковой у современной крылатой ракеты, боеприпасы ФАБ-5000 и ФАБ-9000 с УМПК не оставят никаких шансов таким капитальным сооружениям, как мосты, плотины, заводские цеха, портовые сооружения и многое другое.
Back to Top