Информатика 9 класс (Урок№10 - Система управления базами данных.)

Информатика 9 класс Урок№10 - Система управления базами данных. Мы продолжаем изучение темы «База данных». На уроке мы узнаем, что такое СУБД. Познакомимся с интерфейсом, с основными технологическими приёмами по созданию однотабличной базы данных. Для того чтобы создавать базы данных, хранить и искать в них необходимую информацию создано программное обеспечение. Это программное обеспечение называется системой управления базами данных (СУБД). С помощью СУБД пользователь может: ·создавать структуру базы данных ·заполнять базу данных информацией ·редактировать (исправлять, дополнять) структуру и содержание базы данных ·выполнять сортировку (упорядочение) данных ·осуществлять поиск информации в базе данных ·выводить нужную информацию на экран монитора, в файл и на бумажный носитель ·устанавливать защиту базы данных Именно наличие СУБД превращает огромный объем хранимых в компьютерной памяти сведений в мощную справочную систему, способную быстро производить поиск и отбор необходимой нам информации. Существуют СУБД, с помощью которых создаются крупные промышленные информационные системы. Для работы с этими системами нужны специальные знания, в том числе владение специализированными языками программирования. Для ведения личных баз данных, а также баз данных небольших организаций используются более простые СУБД, работать с которыми могут обычные пользователи. Наиболее распространенными СУБД такого типа являются MicrosoftAccess и OpenOfficeBase. При запуске любой из них на экран выводится окно, имеющее строку заголовка, строку меню, панели инструментов, рабочую область и строку состояния. Основными объектами СУБД являются таблицы, формы, запросы, отчеты. Таблица. Это основная часть каждой базы данных. Строками таблицы являются записи, а столбцами – поля. Работать с хранимой информацией можно непосредственно в таблице. Запросы. Используются для выборки, поиска и сортировки данных. Запрос – это команда к базе данных, которая требует предоставить указанную информацию. Результатом выполнения запроса является производная таблица. Формы. Используются для удобного представления и ввода информации на экране. Форма похожа на обычный бланк с полями, который необходимо заполнить. Отчёты. Предназначены для вывода данных на печать. Позволяют группировать данные и вычислять промежуточные итоги в соответствии с заданными описаниями. В качестве примера рассмотрим процесс создания базы данных «Наш класс». Она будет состоять из одной таблицы, имеющей следующую структуру. СПИСОК (КОД, ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ДАТА РОЖДЕНИЯ, ПОЛ, РОСТ, АДРЕС, УВЛЕЧЕНИЕ, НАЛИЧИЕ ПК) Поля КОД и РОСТ будут числовыми; поле ДАТА Рождения будет иметь тип «дата»; поле Наличие ПК будет логическим; все остальные поля будут иметь текстовый тип. Поле КОД - ключ таблицы базы данных. Создание базы данных начинается с открытия файла, в котором она будет храниться. Для этого нужно после запуска программы следовать указаниям мастера базы данных: 1.создать новую базу данных; 2.зарегистрировать базу данных (указать путь и имя файла) 3.описать структуру таблицы (указать имена и типы всех полей) ввести данные в таблицу. Данные можно вводить непосредственно в таблицу, а можно создать для этого специальный шаблон – форму. После выполнения всех перечисленных выше действий будет получен следующий результат. Созданная и сохранённая база данных в дальнейшем может быть открыта для добавления новых записей, исправления и удаления существующих, изменения содержимого отдельных полей и структуры всей таблицы. Данные из таблиц можно упорядочить по некоторому признаку. Например, фамилии учеников в классном журнале записывают в алфавитном порядке; телепередачи в программе – в соответствии со временем их выхода в эфир; уроки в расписании – по возрастанию их порядковых номеров. Упорядочение данных по возрастанию или убыванию значений некоторого признака называют сортировкой. Для выполнения сортировки указывают имя поля (имена полей), по которому будет произведена сортировка, и её порядок (возрастание или убывание значение поля). После того как база данных будет создана, её можно использовать в качестве справочной системы. Запрос или справка - таблица, содержащая интересующие пользователя сведения, извлечённые из базы данных. Условия выбора записываются в форме логических выражений, в которых имена полей и их значения связаны операциями отношений. В командах СУБД условия выбора записываются в форме логических выражений, сформированных из высказываний на естественном языке. В логических выражениях имена полей базы данных связываются с определёнными значениями этих полей операциями отношений. На уроках математики вы применяете эти операции, составляя и решая числовые равенства, неравенства и их системы; с их помощью вы записывали условия при программировании разветвляющихся алгоритмов.
Back to Top