Иоганн Кристиан Бах. Концерт для гобоя фа-мажор (F-dur), Т.291.

Исполняет Helen Jahren (гобой) и оркестр Musica Vitae. Иоганн Кристиан Бах (нем. Johann Christian Bach, 5 сентября 1735, Лейпциг — 1 января 1782, Лондон) — композитор эпохи классицизма, одиннадцатый из тринадцати детей Иоганна Себастьяна Баха во втором браке. Известен как «Миланский Бах» и «Лондонский Бах», или «Английский Бах» (прожил в Милане 8 лет и в Лондоне 20 лет). Оказал влияние на формирование концертного стиля Моцарта. «Галантнейший из всех сыновей Себастьяна», властитель дум музыкальной Европы, модный педагог, популярнейший композитор, могущий поспорить славой с любым из своих современников. Столь завидная судьба выпала на долю младшего из сыновей И. С. Баха — Иоганна Кристиана, вошедшего в историю под именем «миланского» или «лондонского» Баха. Лишь юные годы Иоганна Кристиана прошли в Германии: до 15 лет в родительском доме, а затем под опекой старшего сводного брата Филиппа Эмануэля — «берлинского» Баха — в Потсдаме при дворе Фридриха Великого. В 1754 г. юноша, первый и единственный из всей семьи, навсегда покидает родину. Его путь лежит в Италию, продолжающую и в XVIII в. быть музыкальной меккой Европы. За плечами молодого музыканта успех в Берлине как клавесиниста, а также небольшой композиторский опыт, который он усовершенствовал уже в Болонье, у знаменитого Падре Мартини. Фортуна с самого начала улыбалась Иоганну Кристиану, чему немало способствовало принятие им католицизма. Рекомендательные письма из Неаполя, затем из Милана, а также репутация ученика Падре Мартини открыли перед Иоганном Кристианом двери Миланского собора, где он занял место одного из органистов. Но карьера церковного музыканта, каким был его отец и братья, нисколько не привлекала младшего из Бахов. Очень скоро о себе заявил новый оперный композитор, стремительно завоевавший ведущие театральные подмостки Италии: его опусы ставились в Турине, Неаполе, Милане, Парме, Перуджии, а к концу 60-х гг. и на родине, в Брауншвейге. За сравнительно недолгую жизнь «лондонский» Бах создал огромное количество сочинений, с необычайной полнотой выразив дух своего времени. Дух эпохи р о к о к о. Известны его выражения в адрес великого отца «alte Perucke» (букв. — «старый парик»). В этих словах не столько пренебрежение к вековой семейной традиции, сколько знак крутого поворота к новому, в чем Иоганн Кристиан пошел значительно дальше своих братьев. Характерно замечание в одном из писем В. А. Моцарта: «Я сейчас как раз собираю баховские фуги. - Как Себастьяна, так и Эмануэля и Фридемана» (1782), не отделявшего таким образом при изучении старого стиля отца от его старших сыновей. И совершенно иное чувство Моцарт питал к своему лондонскому кумиру (знакомство состоялось в 1764 г. во время моцартовских гастролей в Лондоне), являвшемуся для него средоточием всего самого передового в музыкальном искусстве. Значительную часть наследия «лондонского» Баха составляют оперы в основном в жанре seria, переживавшем на рубеже 60-70 гг. XVIII столетия в произведениях Дж. Сарти, П. Гульельми, Н. Пиччинни и других представителей т. н. неонеаполитанской школы вторую молодость. Важная роль в этом процессе принадлежит Иоганну Кристиану, начавшему свою оперную карьеру в Неаполе и фактически возглавившему упомянутое направление. Оперы самого Иоганна Кристиана, скроенные по хорошо известной схеме «концерта в костюмах», на бытующие с середины XVII в. либретто метастазиевского типа, внешне мало чем отличаются от десятков других опусов подобного рода. Это меньше всего создания композитора-драматурга. Их сила в другом: в мелодической щедрости, совершенстве формы, «богатстве гармонии, искусной ткани партий, новом счастливом использовании духовых». В своих оркестровых произведениях — увертюрах и симфониях — Иоганн Кристиан стоял на предклассицистских позициях и в построении целого (по традиционной «неаполитанской» схеме быстро — медленно - быстро), и в оркестровом решении, обычно зависящем от места и характера музицирования. Этим он отличался и от мангеймцев, и от раннего Гайдна с их стремлением к кристаллизации как цикла, так и составов. Однако было и много общего: как правило, крайние части «лондонский» Бах писал соответственно в форме сонатного аллегро и в «излюбленной форме галантной эпохи — рондо». Жемчужиной инструментального творчества Иоганна Кристиана являются его ансамблевые опусы (квартеты, квинтеты, секстеты) с подчеркнуто виртуозной партией одного из участников. Вершиной этой жанровой иерархии является Концерт для клавира с оркестром (не случайно именно клавирным концертом Иоганн Кристиан в 1763 г. завоевал титул «музыкального мастера» королевы). Смерть Иоганна Кристиана, не замеченная лондонцами, была воспринята Моцартом как огромная потеря для музыкального мира. И лишь спустя столетия моцартовское понимание «заслуг» его духовного отца стало всеобщим. «Цветок грациозности и изящества, галантнейший из сыновей Себастьяна занял подобающее ему место в музыкальной истории».
Back to Top