They Eat Scum (1979)

Дебютный фильм Зедда “Они едят отбросы“ (1979) можно считать одной из самых грязных и бездарных его работ, но я оспорю это мнение. Его замысел, содержание и исполнение, а также прием зрителей можно сравнить с “Розовыми фламинго“ Джона Уотерса (1972) и “Безродными“ Э. Элиаса Мерхиге (1990), как одно из лучших независимых упражнений в выносливости при разрушении общепринятого киноязыка. Зедд снимет этот фильм за пять лет до того, как его идея трансгрессивного кино появится на сцене. Фильм “Они едят отбросы“ - грубый, грязный и дрянной, снятый на одолженную камеру Super 8 и снятый на средства, одолженные другом (и звездой) Зедда Донной “Смерть“ и его родителями. Неактеры в абсурдистских сценариях, включающих каннибализм, похищения и зомби, играют под саундтрек из живых местных панк-групп и перехваченных поп-синглов (в кульминационной сцене драки звучит “YMCA“ группы Village People). Сюжет блуждает в солянке из гигантских лихорадочных снов, в то время как отъявленные злодеи и подростки обсуждают гедонизм, месть, аморальность и философию на бампере. Фильм “Они едят отбросы“, созданный путем заимствований, краж и наживы, - это пришествие неразбавленного кинематографического панк-рока. “Розовые фламинго“ дешевы - этот фильм еще дешевле (никакого внимания к освещению, глубине резкости или различимому диегетическому звуку). Зедд очень критично относится к 1970-м годам и к зрителям того десятилетия; его подрывной характер настолько глубоко проникает в их кожу, что показы фильма “Они едят отбросы“ привели к нескольким небольшим бунтам. Его герои набрасываются на зрителей и громят все, что попадается им под руку (в фильме даже сняты живые концерты, на которых группы поступают именно так), потому что нет ничего святого и все ломается. Святотатственные образы и агрессивная нагота - обычное явление в безумных выходках актеров, не преследующее никакой цели, кроме как просто разозлить как можно больше людей. Этот фильм был впоследствии запрещен в нескольких странах, но доказал многим, кто к тому времени еще не понял: кино можно снимать просто так. Это не значит, что таких смелых “ограниченных в средствах“ режиссеров не существовало раньше, ведь мы уже упоминали о многих из них. Зедд доказал, что любой может снять фильм с единственной целью - шокировать систему, дать ей пощечину, пнуть ее, пока она лежит, и при этом по сути ничего не сказать. Это кинематографический нигилизм с ярым требованием не иметь никакой определенной структуры и при этом называться повествованием. Как сказала Лидия Ланч в увлекательном документальном фильме Селин Данье “Пустой город“ (2010), фильмы кинематографа Новой волны классифицируются и измеряются тем, чем они не являются; творениями, которые кинематографисты, критики и теоретики не могут (или не хотят) классифицировать. Фильм “Они едят отбросы“ настолько противоречив в своем существовании, что зрители и по сей день не знают, что делать с тем или иным его аспектом - и это анархическое кино.
Back to Top