Заблуждение Внеконфессионального Протестантизма и Экуменизм

Всех приветствую! Это проект Исповедующая Церковь. Как вы знаете, наш проект имеет экуменическую направленность. И, конечно же, в данном контексте я обязан рассмотреть одно из таких вот любопытных направлений в Протестантизме. Это направление получило свое самоназвание именно от своего желания двигаться в сторону экуменизма. Но данное направление Протестантизма, о котором будет речь, изначально выбрало не совсем верный путь для продвижения, того самого экуменического единства. Данное направление называется Внеконфессиональным христианством. Члены общин внеконфессионалов называют себя просто христианами или учениками Христа отказываясь от наименования по своему вероучению, как у представителей других конфессий. Конечно, говорить о направлении и употреблять при этом термин внеконфессиональное христианство – это весьма проблематичное дело потому, что внеконфессиональное направление и провозглашает в своём названии то, что оно вне каких-либо вероучительных направлений, то есть вне конфессии. Название само было выбрано такое, которое обуславливает собой отказ от традиционных наименований конфессиональных течений в Христианстве, таких как, например, баптизм, пятидесятничество, методизм и многих других. То есть, внеконфессиональное христианство провозглашает, что оно вне названий, вне наименований этих конфессий, они, фактически являясь протестантами, отказываются называть себя протестантами и отказываются от наименования себя по названию внутренних направлений в самом Протестантизме. Внеконфессиональное христианство провозглашает о себе, что мы не будем называться именно по названиям этих конфессий, несмотря на фактическую схожесть в богословских взглядах. Мы будем просто называть себя христиане, ученики Христа, то есть мы просто христиане. Мы не разделяемся в своих названиях. Мы не разделяем христиан разных конфессий, разных деноминаций. Казалось бы, очень правильный выбор, но есть кое-какие проблемы с этим. Я полностью согласен, как экуменист, с тем, что все мы в первую очередь христиане: протестанты, католики, православные. И я не понимаю, против чего в этом выступают внеконфессионалы, когда они отказываются от наименований своего вероучения. Ведь тут возникает ряд трудностей в связи с таким упрощением экуменизма, когда мы пытаемся стереть границы между христианами, просто отказываясь от названия нашего вероучения, нашей позиции по тому или иному богословскому вопросу. Да, можно назвать себя просто христианином, но к чему это в итоге может привести? Например, я христианин, я объявлю себя просто христианином, но ведь у меня неизбежно будет то или иное мнение по тому или иному вопросу, который не упростить. На причастии мы обязаны будем дать себе ответ, во что мы верим. Вино и хлеб - это буквально тело Христово или символизм? И от этого никуда не убежать. Как буквально оформить отказ от вероучительного мнения? Две тысячи лет прошло с тех пор, как христианство было основано Иисусом Христом. Возникло огромное количество разнообразных вероучений, абсолютно разных между собой. И, конечно же, это разнообразие в вероучениях исторически получало свое наименование. Взять, например, тот же наш протестантизм. Протестанты сначала не называли себя протестантами. Так нас изначально прозвали католики. Не было никаких лютеран в самоназвании, это тоже прозвание от католиков. В итоге получилось историческое закрепление того или иного конфессионального наименования. Методисты получили своё название от требования последовательного и методичного соблюдения евангельских предписаний, баптисты - из-за требований к крещению людей только в сознательном возрасте, адвентисты - от ожидания Второго Пришествия Христа. Эти названия конфессий - наше наследие, которое последовательно закреплялось и стало очень удобным разграничением потому, что оно стало обозначать отличие протестантов друг от друга. Так было исторически и в других христианских конфессиях, не только у протестантов. Конфессия, как наименование вероучения той или иной протестантской направленности, - это не зло само по себе. Это обозначение богословского многообразия, это обозначение того, что есть. Конечно же, между всеми протестантами, христианами есть разница, но это не символ разделения. Разделение существует не по причине самого наименования конфессии или направления в богословии. Самоназвание конфессии не является поводом к разделению, это просто наименование, это просто обозначение разницы в тех или иных богословских взглядах. Кроме того, это обозначение богословского наследия, наследие тех достижений теологии, которые так или иначе были представлены в том или ином христианском направлении. И эти достижения стоит ценить. Ведь сам Апостол Павел говорит: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные». (1-е послание Коринфянам 11:19) Внеконфессиональное христианство, которое возникло в среде евангельских протестантов в конце XVIII века, ставило своей целью благородную идею объединить христиан, но в итоге выбрало не тот путь.
Back to Top