«Первороссияне» Ленфильм (1967). Один из знаменитых запрещенных советских фильмов 1960-х гг.
«Первороссияне» — советский авангардный художественный цветной фильм с музыкой Николая Каретникова, официально снятый на Ленфильме в 1967 году режиссёром Александром Ивановым на редкой широкоформатной плёнке, неформально полностью придуманный и созданный вторым режиссером картины Евгением Шифферсом по поэме Ольги Берггольц «Первороссийск». Это фильм, в котором уникально всё: от обстоятельств создания, до истории почти сорокалетнего пребывания в забвении, от экспериментальной формы, до радикального содержания. Лента представляет уникальное формалистическое направление в советском кино, которое могло бы получить самостоятельно развитие и повлиять на дальнейшее развитие отечественного кинематографа, если бы картина не была запрещена к показу и вышла на экраны.
Фильм рассказывает о рабочих Невской заставы Петрограда, приехавших в 1918 году на Алтай строить первую земледельческую коммуну. Картина снималась к 50-летию Октябрьской революции.
Режиссеры: Александр Иванов, Евгений Шифферс
Автор сценария: Ольга Берггольц
Оператор: Евгений Шапиро
Художник: Михаил Щеглов
Композитор: Николай Каретников
В РОЛЯХ
Владимир Честноков — Владимир Ленин
Владимир Заманский — Василий Гремякин, председатель добровольческого отряда/земледельческой коммуны, член ВКП(б)
Лариса Данилина — Люба Гремякина
Геннадий Нилов — Мирон Клинкович
Инна Кондратьева — тётя Катя
Юлиан Панич — атаман Шураков
Иван Краско — Феодосий
Наталья Климова — Ефимия
Михаил Щеглов — настройщик
Владимир Смирнов — Алёша
«Первороссияне» — это несколько историй, каждая из которых рассказана в своем цвете и сопровождается своей музыкой. Именно авангардная эстетика, вызвавшая негативную реакцию партийного руководства, лишила фильм прокатной судьбы, но сделала его легендой и одной из самых загадочных, многострадальных и неординарных советский картин. Фильм был практически запрещены к показу, а Евгения Шифферса лишили возможности снимать кино.
К 2009-му году ценой неимоверных усилий и средств фильм был не только восстановлен на широкоформатной плёнке, но и отреставрирован. 2 февраля на фестивале архивного кино «Белые Столбы» состоялась вторая, настоящая премьера «Первороссиян». А тем же летом картина стала главной сенсацией 31-го Московского международного кинофестиваля.
7 запрещенных фильмов шестидесятых:
Историк кино Евгений Марголит о фильме «Первороссияне»:
Композитор Николай Каретников о замысле картины и работе над лентой:
“В работе над фильмом «Первороссияне» я встретился с Евгением Шифферсом (1934—1997), который предложил мне выполнить совершенно оригинальные задачи, некую особую игру. Ради нее убирались реплики, убирались шумы. Каждому звуковому компоненту уделялось особое внимание — если это, к примеру, шум, то только самый характерный, имеющий драматургическое значение и как будто бы ранее нами не слышанный (остальные, обычные шумы вообще опускались). Такой шум невероятно усиливался; и скрип двери, к примеру, звучал так, как будто открывались огромные крепостные ворота (следует помнить, что лента делалась за пятнадцать лет до «Мой друг Иван Лапшин» А. Германа). В подобной звуковой системе музыка должна была взять на себя совершенно особые функции. К примеру: едет всадник, нужно передать настороженность, напряжение, его готовность к действию, но еще и изобразить скок лошади, так как стук копыт сознательно не подкладывается. И такие вот задания по всей ленте. Главы в фильме были цветными: синяя, черная, красная и т. д. Соотношение музыки с цветом диктовалось разнопоставленными задачами: траурная красно-черно-белая глава шла на траурном марше, в голубой же главе, смыслом которой была некая обреченность, напротив, музыка должна была предложить мир надежды. Эта же тема переходила в финал ленты. Вместе с работой художника, оператора и актеров музыка составляла условную стилистику, обозначенную в знаковых системах.
Модель фильма может формироваться на уровне внутреннего мира человека, и это будут одни средства; если она определяется внешними обстоятельствами, то и средства будут совсем иными. В «Первороссиянах» же воплощалось даже не то, что думают и чувствуют люди, о которых рассказывает экран, а то, что думает и чувствует по поводу происходящего режиссер-постановщик.“
Цитата по статье «Немного о музыке в кинофильме» из книги «Темы с вариациями» Николая Каретникова (журнал «Сеанс»):
94 views
667
300
7 months ago 01:12:43 1
Первороссияне 1967
2 years ago 01:12:50 94
«Первороссияне» Ленфильм (1967). Один из знаменитых запрещенных советских фильмов 1960-х гг.