Разбор новеллы Бунина И.А. “Лёгкое дыхание“ и статьи Выготского Л.С. “Психология искусства“
Разбираем вместе с преподавателем дисциплины “Культурно-исторический и личностно-центрированный подходы в психологическом консультировании“
Дыдычкиной Ольгой Викторовной труды Бунина и Выготского. МИП, 3 курс, бакалавриат.
Выготский Л.С:
“Прямая линия – это и есть действительность, заключенная в этом рассказе, а та сложная кривая построения этой действительности, которой мы обозначили композицию новеллы, есть его лёгкое дыхание.
Мы догадываемся: события соединены и сцеплены так, что они утрачивают свою житейскую тягость и непрозрачную муть; они мелодически сцеплены друг с другом, и в своих нарастаниях, разрешениях и переходах они как бы развязывают стягивающие их нити; они высвобождаются из тех обычных связей, в которых они даны нам в жизни и во впечатлении о жизни;
они отрешаются от действительности, они соединяются одно с другим, как слова соединяются в стихе.
Мы решаемся уже формулировать нашу догадку и сказать, что автор для того чертил в своем рассказе сложную кривую, чтобы уничтожить его житейскую муть, чтобы превратить ее прозрачность, чтобы отрешить ее от действительности, чтобы претворить воду в вино, как это делает всегда художественное произведение.
Слова рассказа или стиха несут его простой смысл, его воду, а композиция, создавая над этими словами, поверх их, новый смысл, располагает все это в совершенно другом плане и претворяет это в вино.
Так житейская история о беспутной гимназистке претворена здесь в лёгкое дыхание бунинского рассказа.
Это не трудно подтвердить совершенно наглядными объективными и бесспорными указаниями, ссылками на самый рассказ.
Возьмем основной прием этой композиции и мы сейчас же увидим, какой цели отвечает тот первый скачок, который позволяет себе автор, когда он начинает с описания могилы.
Это можно пояснить, несколько упрощая дело и низводя сложные чувства к элементарным и простым, приблизительно так: если бы нам была рассказана история жизни Оли Мещерской в хронологическом порядке, от начала к концу, каким необычайным напряжением сопровождалось бы наше узнавание о неожиданном ее убийстве!
Поэт создал бы то особенное напряжение, ту запруду нашего интереса, какую немецкие психологи, как Липпс, назвали законом психологической запруды, а теоретики литературы называют «Spannung».
Этот закон и этот термин означают только то, что если какое-нибудь психологическое движение наталкивается на препятствие, то напряжение наше начинает повышаться именно в том месте, где мы встретили препятствие, и вот это напряжение нашего интереса, которое каждый эпизод рассказа натягивает и направляет на последующее разрешение, конечно, переполнило бы наш рассказ.
Он весь был бы исполнен невыразимого напряжения.
Мы узнали бы приблизительно в таком порядке: как Оля Мещерская завлекла офицера, как вступила с ним в связь, как перипетии этой связи сменяли одна другую, как она клялась в любви и говорила о браке, как она потом начинала издеваться над ним; мы пережили бы вместе с героями и всю сцену на вокзале и ее последнее разрешение и мы, конечно, с напряжением и тревогой остались бы следить за ней те короткие минуты, когда офицер с ее дневником в руках, прочитавши запись о Малютине, вышел на платформу и неожиданно застрелил ее.
Такое впечатление произвело бы это событие в диспозиции рассказа; оно сопоставляет истинный кульминационный пункт всего повествования, и вокруг него расположено все остальное действие. Но если с самого начала автор ставит нас перед могилой и если мы все время узнаем историю уже мертвой жизни, если дальше мы уж знаем, что она была убита, и только после этого узнаем, как это произошло, – для нас становится понятным, что эта композиция несет в себе разрешение того напряжения, которое присуще этим событиям, взятым самим по себе; и что мы читаем сцену убийства и сцену записи в дневнике уже с совершенно другим чувством, чем мы сделали бы это, если бы события развертывались перед нами по прямой линии. И так, шаг за шагом, переходя от одного эпизода к другому, от одной фразы к другой, можно было бы показать, что они подобраны и сцеплены таким образом, что все заключенное в них напряжение, все тяжелое и мутное чувство разрешено, высвобождено, сообщено тогда и в такой связи, что это производит совершенно не то впечатление, какое оно произвело бы, взятое в естественном ходе событий.
Можно, следя за структурой формы, обозначенной в нашей схеме, шаг за шагом показать, что все искусные прыжки рассказа имеют в конечном счете одну цель – погасить, уничтожить то непосредственное впечатление, которое исходит на нас от этих событий, и превратить, претворить его в какое-то другое, совершенно обратное и противоположное первому.
1 view
183
41
4 weeks ago 00:40:21 1
★РАЗБОР КНИГИ FNAF THE WEEK BEFORE – Теории и факты о Five Nights at Freddy’s ★
1 month ago 00:49:17 1
Как украинок пытают и насилуют в российском плену. Рассказ спасшихся
1 month ago 00:34:47 1
Российские игры: Народные обзоры инди-игр из базы Так Остро, выпуск 2
1 month ago 01:47:43 1
Не могу сказать «прощай»: разбор фильма
1 month ago 00:29:12 3
ОБСУЖДЕНИЕ И АНАЛИЗ 29 СЕРИИ БЛИЧА:ТЫСЯЧЕЛЕТНЯЯ КРОВАВАЯ ВОЙНА (БЛИЧ ТКВ) | КОМИТЕТ БЛИЧА
1 month ago 00:58:59 2
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ: разбор рассказа Л. Андреева “Ангелочек“ по направлениям
1 month ago 00:04:11 1
Разбор новеллы Бунина И.А. “Лёгкое дыхание“ и статьи Выготского Л.С. “Психология искусства“
1 month ago 00:07:31 1
Настоящая любовь Хо Юхао - Ван Цюнер? Настоящая личина новой девушки! Боевой континент 2!
2 months ago 00:33:39 3
Держались В ОКРУЖЕНИИ 5 дней | Рассказ командира | Опасный Бизнес
2 months ago 00:14:59 2
▶️ “Скажи спасибо, что я тебе ещё по яйцам не пнул!“ Эмоциональный рассказ Пушкарёва о Рукавишникове
2 months ago 00:14:15 25
ФИНСКИЙ | Рассказ Иду в магазин | Уровень А1-А2 | С карточками для повторения слов
2 months ago 00:41:24 1
Клиффорд Саймак - Безумие с Марса (аудиокнига | рассказ)
2 months ago 00:18:42 7
РАЗБОР РАССКАЗА «КАМЕНЬ ЗА КАМНЕМ» | OVERWATCH
2 months ago 00:32:47 1
Как устроена работа мошенников, которая бьет по россиянам и помогает ВСУ? Рассказ из офиса в Днепре