Тепловоз ТЭ114 — спроектирован из расчета эксплуатации при температурах окружающего воздуха от -15 до 50 °C, с повышенной запыленностью, в том числе в условиях тропического климата.
Кузов тепловоза имеет раму по типу рамы тепловоза ТЭ109. В нижней части рамы расположен топливный бак с нишами для аккумуляторной батареи. Тележки бесчелюстного типа, одинаковые по конструкции с тележками тепловозов ТЭ109 и 2ТЭ116.
На тепловозе установлен 16-цилиндровый дизель 3-5Д49Т2 (16ЧН 26/26), имеющий такие же размеры, как и дизель 1А-5Д49 тепловозов ТЭ109 и 2ТЭ116, но рассчитанный на номинальную мощность 2800 л.с. при частоте вращения вала 1000 об/мин. Дизель приводит во вращение якорь тягового генератора ГС-501АТ, выполненного для работы в тропических условиях. Смонтированные вместе дизель и тяговый генератор имеют обозначение установки 3-9ДГ. Для преобразования переменного трехфазного тока в постоянный служит выпрямительная установка УВКТ-4Т, выполненная на кремниевых лавинных вентилях ВЛ200-8. На тепловозе установлены