Проскомидия. Входные молитвы и облачение священников перед Литургией.Клуб “Суворов“,Тюмень,

Конспект лекции “Проскомидия. Входные молитвы и облачение священников перед Литургией. Продолжение“ Клуб “Суворов“, Тюмень, 13 октября 2025 г. I. Проскомидия 1. Значение и смысл проскомидии - Проскомидия - приготовление Даров (хлеба и вина) для Евхаристии - Это первая часть Литургии, совершаемая в алтаре - Символизирует события, предшествовавшие Страданиям Христа - Согласно святителю Николаю Кавасиле, “проскомидия есть изображение самого Страдания Христова“ 1. 2. Порядок совершения проскомидии - Приготовление Агнца (главной части Даров) - Вырезание частиц из просфор в честь Богородицы, святых, живых и усопших - Возлияние вина и воды в Чашу - Благословение Даров и каждение 3. Символическое значение элементов проскомидии - Агнец - образ Христа, Агнца Божия - Частицы - образы святых, живых и усопших - Вино и вода - образы Крови и воды, истекших из ребра Христова - Святитель Симеон Солунский пишет: “Агнец есть Сам Христос, Которого приносит священник в жертву“ 2. II. Входные молитвы и облачение священников 1. Значение и смысл входных молитв - Подготовка священнослужителей к совершению Литургии - Молитвы о даровании благодати и очищении от грехов 2. Порядок облачения священников - Надевание нижнего облачения (стихарь, поручи, епитрахиль) - Надевание верхнего облачения (фелонь, набедренник, палица) - Благословение и целование священных предметов 3. Символическое значение облачения - Стихарь - образ чистоты и непорочности - Епитрахиль - образ благодати священства - Фелонь - образ Божественной славы и величия - Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: “Священное облачение есть образ Божественной славы“ 3. III. Заключение - Проскомидия и облачение священников - важные части Литургии - Они имеют глубокий символический смысл, раскрывающий тайну Евхаристии - Внимательное изучение этих элементов помогает глубже понять и пережить Литургию Источники: 1 Николай Кавасила. “Изъяснение Божественной Литургии“. Глава 2. 2 Симеон Солунский. “Толкование на Божественную Литургию“. Глава 85. 3 Симеон Новый Богослов. “Слова“. Слово 22.
Back to Top