Цифровизация рынка сельскохозяйственных автоперевозок

Интервью с Антоном Кондратовым, генеральным директором группы компаний Smartseeds. Что сегодня представляет рынок сельскохозяйственных автоперевозок в России? Согласно статистике, сегодня рынок сельскохозяйственных перевозок в России составляет объем порядка 200 млрд рублей. Важно, что 30% этого рынка приходится на Южный федеральный округ, где происходят основные перевозки зерна. Специфика такова, что порядка 65% этого рынка работает через оффлайн-диспетчеров, то есть тех людей, что по звонку телефона находят автомобили под потребности заказчика. 21% – это собственный транспорт, который есть у холдингов, компаний-экспортеров, производителей. И 14% – это цифровые платформы, которые помогают находить перевозчиков. Доля цифровых платформ буквально за год увеличилась в два раза, и такой интенсивный рост продолжается. Как сейчас развивается цифровизация автомобильной логистики в сельском хозяйстве? На сегодняшний день цифровизация в этой сфере поставлена на рельсы и набирает обороты. Ключевая специфика заключается в том, что есть устоявшиеся взаимоотношения, по которым рынок привык находить автотранспорт, и это все-таки звонки, оффлайн-диспетчеры. Рынку достаточно тяжело привыкнуть к новым инструментам, но мы видим, что сейчас этот барьер постепенно исчезает, и бизнес начинает понимать те преимущества, которые дают цифровые пути нахождения транспорта. По нашим прогнозам, весь рынок будет оцифрован в течение пяти лет. Какие сложности вы видите в цифровизации отрасли? Сложность цифровизации именно автомобильной сельскохозяйственной отрасли заключается в том, что есть устоявшиеся правила взаимодействия и люди, которые привыкли действовать привычным путем: набрав телефонный номер и что-то заказав и получив через звонок обратную связь. Но в то же время, есть ограничения, и это в первую очередь сложность обработки множества звонков. Кроме того, есть и ограничения, связанные с тем, что перевозчик, чтобы получить работу, должен знать людей, которые ему эту работу дадут: от другого человека зависит, получит он заказ или нет. Когда люди проходят цифровой путь в первый раз, они становятся адептами цифровых технологий, потому что они дают равный доступ для любых заказчиков и перевозчиков, терминалов и портов, которые устанавливают у себя электронную очередь. Цифровой инструмент работает беспристрастно и прозрачно. Риски, которые возникают в процессе сделки между двумя людьми: неоплата, автомобиль не приехал, с грузом что-то случилось. Предоставив прозрачный инструмент, мы как Smartseeds решили предоставить гарантии всем сторонам: перевозчику мы гарантируем оплату и выплачиваем авансы, заказчику – гарантируем ответственность за груз, когда он погружен в автомобиль. Что касается любых дорожных ситуаций – мы помогаем перевозчикам собрать груз, найти погрузчиков, замену транспортному средству. И это тоже ускоряет обращение людей к цифровым инструментам.
Back to Top