Чувашская волынка (шӑпӑр, сарнай)

Чувашская волынка (шӑпӑр, сарнай). 1 упоминание волынки — в 1 в. нашей эры: по свидетельству Светония, на ней играл Нерон. Однако есть упоминания и более раннего волынщика — сатир Марсий, бросивший вызов Аполлону, иногда играет не только на флейте, но и на волынке. Жестокосердый бог превратил Марсия именно в подобие волынки — содрав с него кожу, растянул ее на ветвях, и она бесконечно «пела», надуваясь ветром. Среди народов, которые не забыли свою, родную, волынку, и она продолжает жить и звучать, — чуваши. В Чувашии каждый знает, что такое сарнай или шабар (шапар, шабр, шыбыр, пузырь). Многие ученые, уверены: чувашская волынка возникла раньше древнегреческой! В шабаре используют пузырь быка или коровы, трубка для вдувания воздуха у него костяная или металлическая, а мелодических трубок две — они укреплены на деревянном ложе. На них надевают раструб из коровьего рога или бересты. Сарнай изготавливают из телячьей или козьей кожи. Играют на нем обычно сидя, громко отбивая ритм ногами. В Чувашии считалось, что шабар обладает магической силой, он звучал, когда нужно было заговорить злых духов, например, на церемонии изгнания бесов вирми. Рождение, свадьба и смерть — были связаны с обрядами, во время которых играла волынка. Главным праздником у чувашей был сурхури, который отмечался в период зимнего солнцестояния. После принятия христианства он слился с Рождеством и стал именоваться раштавом. Начинали его чувашские колядки, причем пожелания и заклинания пелись под волынку. В средневековой Европе начались гонения на волынщиков. В Шотландии и Ирландии музыкантов попросту казнили. В России Екатерина 2 издала указ, по которому все волынки объявлялись предметом языческого культа и были приговорены к сожжению. Чуваши оказались среди самых неистребимых и хитрых защитников своего любимого инструмента. Один из христианских священнослужителей оставил воспоминания о том, как он боролся с «вредным» обычаем «пирования на могиле умершего»: «Обыкновенно, по зарытии покойника, собиралось на его могилу много чуваш, которые приносили сюда множество съестных припасов, пива, вина и пр.; раскладывали огни, и начиналось пиршество. Участвовала чувашская музыка, состоящая из волынки. Там же были собаки, которые, доедая остатки, производили драку, что, по суеверному взгляду чуваш, означало веселость покойника. Узнав такой обычай, я строго запретил его. Тогда они начали совершать это по ночам». Из-за преследований волынок в мире сохранилось мало. К тому же инструмент этот отличается капризным характером и требует большого мастерства. Недавно отметил двадцатилетие популярный фольклорный ансамбль «Сарнай». Он кропотливо воссоздает старинные чувашские инструменты, в том числе и волынки, возвращает их звучание.
Back to Top