Представления школьников о медиаграмотном поведении

Челякова Ольга Анатольевна г. Ижевск, Удмуртский государственный университет, бакалавриат, направление подготовки «Психология», 4 курс Кожевникова Оксана Вячеславовна (научный руководитель) SPIN-код 9032-7584 г. Ижевск, Удмуртский государственный университет, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ О МЕДИАГРАМОТНОМ ПОВЕДЕНИИ Ключевые слова: медиаграмотность, критическое мышление, информация, источники, образование В современном мире, насыщенном информацией, медиа является неотъемлемой частью повседневной жизни. Постоянный поток данных, с которым сталкиваются учащиеся, требует от них владения определёнными навыками критического анализа и обработки полученной информации (Хотинец, Кожевникова 2021). Специалисты в области медиаобразования отмечают, что умение распознавать и работать с информацией из различных источников становится ключевым навыком современного человека (Морозова 2019), который необходимо развивать с раннего возраста. Проблема исследования обусловлена недостаточным вниманием, которое уделяется развитию медиаграмотного поведения школьников в рамках общеобразовательных организаций. Целью исследования стало изучение особенностей использования учащимися интернет-ресурсов, а также разработка рекомендаций по работе школьников с информацией в сети. В ходе исследования применялись методы анкетирования учащихся и интервью со специалистами в области медиаобразования и медиаграмотности. Анализ результатов опроса учащихся средних школ показал, что подавляющее большинство (97%) активно использует интернет для поиска учебных материалов. Более половины учащихся (51%) склонны доверять информации в интернете, хотя эффективно находить нужную информацию способна лишь треть из них (34%). При написании школьных работ учащиеся часто черпают информацию из различных источников (70%). Более половины школьников (58%) придерживаются практики проверки информации на достоверность, чаще всего применяя метод сравнения с другими источниками (53% случаев). Около 82% школьников сталкивается с ситуациями, когда они начинают сомневаться в достоверности информации из интернета. Большинство учащихся (68%) считает, что источниками информации, заслуживающими доверия, являются книги, учебники и официальные сайты в интернете. Практически все учащиеся согласились с необходимостью обучения поиску и проверке информации в интернете, подчеркнув жизненную важность этих навыков в современном мире. Также, по данным школьников, было выяснено, что почти у половины учителя никогда не требуют указывать источники информации. По результатам интервью со специалистами стало очевидно, что умение распознавать и обрабатывать информацию в современном информационном пространстве является ключевым навыком, который требует постоянного совершенствования. Эксперты определяют медиаграмотность как многоаспектное умение, включающее в себя способность находиться в информационном потоке, критически анализировать данные, защищаться от информационного вмешательства, целенаправленно использовать медиаресурсы и способность создавать качественный контент. Отсутствие таких навыков у учащихся может привести к угрозам их безопасности, риску стать объектом пропаганды, развитию поверхностного мышления и многое другое. Эксперты подчеркивают, что не существует универсального метода поиска и верификации информации в интернете, однако они рекомендуют ориентироваться на официальные источники, критически оценивать все, что встречается в интернете, не реагировать на информацию моментально, не принимать ее без проверки и не упускать из виду необходимость многократно проверять получаемые данные. Итак, хотя медиаграмотность и способность критически оценивать информацию признаются ключевыми умениями для успешного существования учащихся в эпоху информационного перенасыщения, в рамках школьного образования этому уделяется недостаточно внимания. Тем не менее, учащиеся имеют основные знания о работе с информацией в сети, осознают важность развития своих цифровых навыков и проявляют готовность к их улучшению. В то же время, специалисты подчеркивают, что ключевыми факторами для развития медиаграмотности являются критическое мышление и уровень осведомленности субъекта.
Back to Top