Представления школьников о медиаграмотном поведении
Челякова Ольга Анатольевна
г. Ижевск, Удмуртский государственный университет, бакалавриат,
направление подготовки «Психология», 4 курс
Кожевникова Оксана Вячеславовна (научный руководитель)
SPIN-код 9032-7584
г. Ижевск, Удмуртский государственный университет, кандидат
психологических наук, доцент кафедры общей психологии
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ О МЕДИАГРАМОТНОМ ПОВЕДЕНИИ
Ключевые слова: медиаграмотность, критическое мышление, информация,
источники, образование
В современном мире, насыщенном информацией, медиа является
неотъемлемой частью повседневной жизни. Постоянный поток данных, с
которым сталкиваются учащиеся, требует от них владения определёнными
навыками критического анализа и обработки полученной информации
(Хотинец, Кожевникова 2021). Специалисты в области медиаобразования
отмечают, что умение распознавать и работать с информацией из
различных источников становится ключевым навыком современного
человека (Морозова 2019), который необходимо развивать с раннего
возраста.
Проблема исследования обусловлена недостаточным вниманием,
которое уделяется развитию медиаграмотного поведения школьников в
рамках общеобразовательных организаций. Целью исследования стало
изучение особенностей использования учащимися интернет-ресурсов, а
также разработка рекомендаций по работе школьников с информацией в
сети.
В ходе исследования применялись методы анкетирования учащихся и
интервью со специалистами в области медиаобразования и
медиаграмотности.
Анализ результатов опроса учащихся средних школ показал, что
подавляющее большинство (97%) активно использует интернет для поиска
учебных материалов. Более половины учащихся (51%) склонны доверять
информации в интернете, хотя эффективно находить нужную информацию
способна лишь треть из них (34%). При написании школьных работ
учащиеся часто черпают информацию из различных источников (70%).
Более половины школьников (58%) придерживаются практики проверки
информации на достоверность, чаще всего применяя метод сравнения с
другими источниками (53% случаев). Около 82% школьников сталкивается с
ситуациями, когда они начинают сомневаться в достоверности информации
из интернета. Большинство учащихся (68%) считает, что источниками
информации, заслуживающими доверия, являются книги, учебники и
официальные сайты в интернете. Практически все учащиеся согласились с
необходимостью обучения поиску и проверке информации в интернете,
подчеркнув жизненную важность этих навыков в современном мире. Также,
по данным школьников, было выяснено, что почти у половины учителя
никогда не требуют указывать источники информации.
По результатам интервью со специалистами стало очевидно, что
умение распознавать и обрабатывать информацию в современном
информационном пространстве является ключевым навыком, который
требует постоянного совершенствования. Эксперты определяют
медиаграмотность как многоаспектное умение, включающее в себя
способность находиться в информационном потоке, критически
анализировать данные, защищаться от информационного вмешательства,
целенаправленно использовать медиаресурсы и способность создавать
качественный контент. Отсутствие таких навыков у учащихся может
привести к угрозам их безопасности, риску стать объектом пропаганды,
развитию поверхностного мышления и многое другое.
Эксперты подчеркивают, что не существует универсального метода
поиска и верификации информации в интернете, однако они рекомендуют
ориентироваться на официальные источники, критически оценивать все, что
встречается в интернете, не реагировать на информацию моментально, не
принимать ее без проверки и не упускать из виду необходимость
многократно проверять получаемые данные.
Итак, хотя медиаграмотность и способность критически оценивать
информацию признаются ключевыми умениями для успешного
существования учащихся в эпоху информационного перенасыщения, в
рамках школьного образования этому уделяется недостаточно внимания.
Тем не менее, учащиеся имеют основные знания о работе с информацией в
сети, осознают важность развития своих цифровых навыков и проявляют
готовность к их улучшению. В то же время, специалисты подчеркивают, что
ключевыми факторами для развития медиаграмотности являются
критическое мышление и уровень осведомленности субъекта.
2 views
1512
614
31 minute ago 00:05:10 2
[TutorOnline - уроки для школьников] ВАЛЕНТНОСТЬ. Графические формулы веществ | Химия | TutorOnline
3 hours ago 00:20:13 1
[Rennix] Самый ТУПОЙ СВАТЕР - ШКОЛЬНИК ПОТЕРЯЛ ВСЕ БАБКИ / Расследование
4 hours ago 00:07:42 6
[GERD] ПОПАЛ В ОСН “ГРОМ“ на AMAZING ONLINE
4 hours ago 00:08:59 6
[Химия для школьников. доступно] 100. Правила Клечковского
4 hours ago 00:06:42 3
[Antochi] «Директор написал донос на школьников»: Дали по 10 лет каждому...
5 hours ago 00:12:46 7
[Диктанты по русскому языку] Диктант 8 класс «Ночью на берегу»
5 hours ago 00:21:20 7
[Vitalya Stark] ПУТЬ ДО ЗГА #38 - ГДЕ ОНЛАЙН? АДМИН ЗАШЁЛ НА СЕРВЕР ПОСЛЕ ОБНОВЛЕНИЯ! РАБОТАЕМ! НА БЛЕК РАША 🖤
7 hours ago 00:31:25 8
[Холли Лолли] Реальная школа в Японии НЕ такая как в аниме | Школьникам запрещают носить нижнее белье
7 hours ago 00:00:49 1
[wirelūnē] Школьники залезли сыграть в пиратку Xpand Rally Xtreme
7 hours ago 02:26:06 2.5K
Третий концерт из цикла музыкально-познавательных программ — детский абонемент школьника «Музыка от «А» до «Я»
7 hours ago 00:12:11 1
[DEVDSTVX] КАВКАЗЦЫ НАПАЛИ НА “ТК БАТЫРЕВО“ В РАДМИРЧИКЕ РП