Развитие эмоционального интеллекта старших подростков в психологической программе с элементами тренинга

Лепихина Маргарита Витальевна Ижевск, ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», магистратура по направлению «Психологическое сопровождение, коррекция и консультирование», 3 курс. Научный руководитель – Махмутова Роза Кашифовна. Ижевск, ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», доцент кафедры общей психологии, к. псих. н. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА Ключевые слова: старшие подростки, развитие, эмоциональный интеллект, агрессивность, психологическая программа, эмоции. Подростковый возраст характеризуется бурными эмоциональными изменениями, которые могут приводить к различным формам агрессивного поведения. Например, подростки с низким уровнем саморегуляции могут испытывать трудности в управлении своими эмоциональными реакциями, что может привести к приступам ярости и агрессии. Именно эмоциональный интеллект обуславливает данные критерии, и включает в себя такие компоненты как самосознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия и социальные навыки. На развитие эмоционального интеллекта оказывают положительное воздействие тренинговые упражнения. Что подтверждает своими исследованиями Журавлева А.А., которая описывает положительное влияние на развитие уровня эмоционального интеллекта психологического тренинга. Так же положительные результаты психологического тренинга были опубликованы Ярыгиной И.И. На разных этапах прохождения психологического тренинга, подростки обучались таким важным навыкам, как рефлексия, эмпатия и др. Эффективность таких программ подтверждается улучшением межличностных отношений, снижением уровня стресса и повышению уровня эмоционального интеллекта. В реализованном эмпирическом исследовании выдвинуто предположение, что проведение психологической программы с использованием тренинговых упражнений благоприятно скажется на уровне эмоционального интеллекта у подростков состоящих на профилактическом учёте. В исследовании приняли участие 26 подростков в возрасте 17-18 лет. Из них 8 подростков были в контрольной группе и 15 подростков, состоящих на внутреннем профилактическом учёте, были определены в экспериментальную группу. Для сбора эмпирических данных использовались следующие методики: диагностика «Эмоционального интеллекта», автор Н. Холл, «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности», автор В.В. Бойко, «Самооценка форм агрессивного поведения» (модифицированный вариант Баса-Дарки). Данные первичной диагностики позволили установить, что больше половины подростков основной группы имеет низкий уровень эмоционального интеллекта, треть - средний уровень ЭИ и 6% высокий уровень. Парциальные данные следующие: «эмоциональная осведомленность» низкая у трети обучающихся, высокая у пятой части опрошенных; в «управление эмоциями» низкие результаты показали 80% подростков, высокий уровень продемонстрировали 2 подростка; показатель «самомотивация» высокий результат показали 4 человека, средний у 6 подростков, а низкий уровень самомотивации был у 5 юношей; показатель «эмпатия» на высоком уровне показал 1 подросток, средний уровень был у пятой части опрошенных, а низкий показатель был у большей части группы; «распознавание эмоций других людей» в значении высокий продемонстрировал один юноша из группы, средний показатель был у пятой части опрошенных, а низкий у 80%. На основании полученных данных была составлена психологическая программа с элементами тренинга, которая включала в себя 10 встреч, продолжительностью 1,5-2 часа. В программу включены различные методы и техники для распознавания своих эмоций и причин их возникновения, а так же развитие и формирование навыков саморегуляции и стрессоустойчивости. После проведения психологической программы была проведена повторная диагностика эмоционального интеллекта. И сравнение эмпирических данных, позволяет говорить, что интегративный уровень эмоционального интеллекта стал выше, а так же показатели парциального уровня ЭИ в значении «эмоциональной осведомленности» дали положительную динамику, а вот показатели «управления эмоциями» не дали положительных изменений. Однако показатель «эмпатии» вырос после проведения программы, и мы можем наблюдать, что средний уровень парциального значения ЭИ стал выше. Особенно хочется отметить показатель «распознавание эмоций других людей», который после программы заметно стал выше, чем до ее реализация. Положительное влияние психологической программы с элементами тренинга на уровень эмоционального интеллекта у старших подростков позволяет говорить о том, что такие программы эффективны.. Развитие эмоционального интеллекта может стать одной из вариативных стратегий для предотвращения различного рода трудностей поведения, а так же повышения социальной адаптации подростков.
Back to Top