Использование цифровых образовательных ресурсов в процессе развития критического мышления подростков

Мошкина Милана Алексеевна Ижевск, УдГУ, психолого-педагогическое образование, бакалавриат, 4 курс Савельева Марина Геннадьевна Ижевск, Удмуртский государственный университет, доцент к.п.н. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Критическое мышление, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), подростки Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2018-2025 годы» подчеркивает важность развития критического мышления у школьников. Отмечается, что необходимо научить школьников решать сложные проблемы путем анализа обстоятельств и соответствующей информации, учитывать альтернативные мнения, принимать взвешенные решения, дискутировать, общаться с другими людьми. В федеральном проекте «Цифровая образовательная среда» указывается на необходимость развития цифровизации образования и внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс. В ходе определения проблемы исследования были поставлены такие вопросы: каков уровень развития критического мышления подростков? Имеет ли он тенденцию к повышению в старших классах? Как использовать цифровые образовательные ресурсы для развития критического мышления? Цель исследования – выявить уровень развития критического мышления подростков и определить цифровые образовательные ресурсы, которые могут стать средством для его повышения. Объект исследования: критическое мышление подростков Предмет исследования: уровень развития критического мышления подростков и цифровые образовательные ресурсы как средство его повышения. В ходе исследования были выдвинуты 2 гипотезы: У подростков преобладает средний уровень развития критического мышления. Он имеет тенденцию к повышению в старших классах. Цифровые образовательные ресурсы могут стать средством развития критического мышления подростков, если основой их отбора станут принципы адаптивности, эмоциональной привлекательности, многофункциональности и наличия игровых элементов. Теоретическую основу исследования составили концептуальные основы технологии развития критического мышления (К.Мередит, Ч.Темпл, Дж.Стил), взгляды на сущность и методы развития критического мышления С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинской, идеи об особенностях критического мышления Д. Халперн, определение цифровых образовательных ресурсов Е.С. Полат. Задачи исследования: Охарактеризовать сущность и отличительные особенности критического мышления, Выявить условия и принципы использования цифровых образовательных ресурсов для развития критического мышления, Подобрать диагностический инструментарий и провести исследование уровня развития критического мышления учащихся 7, 9 и 11 классов, Разработать программу развития критического мышления подростков на основе использования цифровых образовательных ресурсов. Методы исследования: Теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, систематизация и обобщение имеющихся представлений по данной проблеме. Эмпирические: метод психодиагностики, беседа с учениками и педагогами. Были отобраны 3 отдельные методики для оценки уровня критического мышления у подростков 7,9 и 11 класса, чтобы они учитывали психологические особенности возраста. Такие методики, как тест критического мышления Старки (Critical Thinking Skills Pretest) в адаптации Е. Л. Луценко (2014 г) , тест оценки критического мышления Ю. Ф. Гущина для девятиклассников, тест оценки критического мышления Ю. Ф. Гущина для семиклассников. У учащихся 7-11 классов преобладает средний уровень развития критического мышления, он имеет тенденцию к повышению в 11 классе за счёт роста количества учеников со средним уровнем и уменьшения количества учеников с низким уровнем развития критического мышления. Чем старше становятся респонденты, тем количество учащихся с низким уровнем уменьшается. Обнаружена тенденция к снижению количества учащихся с высоким уровнем критического мышления в 11 классе по сравнению с 7 и 9 классами, что, по нашему мнению, можно объяснить большим количеством репродуктивных заданий на запоминание и воспроизводство учебной информации в связи с подготовкой к ЕГЭ, . Необходимо развивать критическое мышление у подростков, используя цифровые образовательные ресурсы. Преимуществами использование цифровых ресурсов является яркость и красочность, что обеспечивает большую наглядность; возможности, которые не доступны при обычном использовании упражнений, а также цифровым ресурсам присущ игровой элемент и возможность большей эмоциональной вовлеченности в учебную деятельность. Основными принципами при отборе ЦОР стали: простота инструкции, руссифицированность, бесплатность ресурса, адаптивность ресурса под упражнение (задание), доступность ресурса для нескольких пользователей одновременно, многофункциональность.
Back to Top