Использование цифровых образовательных ресурсов в процессе развития критического мышления подростков
Мошкина Милана Алексеевна
Ижевск, УдГУ, психолого-педагогическое образование, бакалавриат, 4 курс
Савельева Марина Геннадьевна
Ижевск, Удмуртский государственный университет, доцент к.п.н.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Критическое мышление, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), подростки
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2018-2025 годы» подчеркивает важность развития критического мышления у школьников. Отмечается, что необходимо научить школьников решать сложные проблемы путем анализа обстоятельств и соответствующей информации, учитывать альтернативные мнения, принимать взвешенные решения, дискутировать, общаться с другими людьми. В федеральном проекте «Цифровая образовательная среда» указывается на необходимость развития цифровизации образования и внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс.
В ходе определения проблемы исследования были поставлены такие вопросы: каков уровень развития критического мышления подростков? Имеет ли он тенденцию к повышению в старших классах? Как использовать цифровые образовательные ресурсы для развития критического мышления?
Цель исследования – выявить уровень развития критического мышления подростков и определить цифровые образовательные ресурсы, которые могут стать средством для его повышения.
Объект исследования: критическое мышление подростков
Предмет исследования: уровень развития критического мышления подростков и цифровые образовательные ресурсы как средство его повышения.
В ходе исследования были выдвинуты 2 гипотезы:
У подростков преобладает средний уровень развития критического мышления. Он имеет тенденцию к повышению в старших классах.
Цифровые образовательные ресурсы могут стать средством развития критического мышления подростков, если основой их отбора станут принципы адаптивности, эмоциональной привлекательности, многофункциональности и наличия игровых элементов.
Теоретическую основу исследования составили концептуальные основы технологии развития критического мышления (К.Мередит, Ч.Темпл, Дж.Стил), взгляды на сущность и методы развития критического мышления С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинской, идеи об особенностях критического мышления Д. Халперн, определение цифровых образовательных ресурсов Е.С. Полат.
Задачи исследования:
Охарактеризовать сущность и отличительные особенности критического мышления,
Выявить условия и принципы использования цифровых образовательных ресурсов для развития критического мышления,
Подобрать диагностический инструментарий и провести исследование уровня развития критического мышления учащихся 7, 9 и 11 классов,
Разработать программу развития критического мышления подростков на основе использования цифровых образовательных ресурсов.
Методы исследования:
Теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, систематизация и обобщение имеющихся представлений по данной проблеме.
Эмпирические: метод психодиагностики, беседа с учениками и педагогами. Были отобраны 3 отдельные методики для оценки уровня критического мышления у подростков 7,9 и 11 класса, чтобы они учитывали психологические особенности возраста. Такие методики, как тест критического мышления Старки (Critical Thinking Skills Pretest) в адаптации Е. Л. Луценко (2014 г) , тест оценки критического мышления Ю. Ф. Гущина для девятиклассников, тест оценки критического мышления Ю. Ф. Гущина для семиклассников.
У учащихся 7-11 классов преобладает средний уровень развития критического мышления, он имеет тенденцию к повышению в 11 классе за счёт роста количества учеников со средним уровнем и уменьшения количества учеников с низким уровнем развития критического мышления. Чем старше становятся респонденты, тем количество учащихся с низким уровнем уменьшается.
Обнаружена тенденция к снижению количества учащихся с высоким уровнем критического мышления в 11 классе по сравнению с 7 и 9 классами, что, по нашему мнению, можно объяснить большим количеством репродуктивных заданий на запоминание и воспроизводство учебной информации в связи с подготовкой к ЕГЭ, .
Необходимо развивать критическое мышление у подростков, используя цифровые образовательные ресурсы.
Преимуществами использование цифровых ресурсов является яркость и красочность, что обеспечивает большую наглядность; возможности, которые не доступны при обычном использовании упражнений, а также цифровым ресурсам присущ игровой элемент и возможность большей эмоциональной вовлеченности в учебную деятельность. Основными принципами при отборе ЦОР стали: простота инструкции, руссифицированность, бесплатность ресурса, адаптивность ресурса под упражнение (задание), доступность ресурса для нескольких пользователей одновременно, многофункциональность.
91 view
3400
1471
6 months ago 01:39:04 1
Чукотка – культура и уклад жизни народов Севера: Алексей Вахрушев |Цифровой детокс RussiaDiscovery
6 months ago 01:22:09 1
Степанов В.В. Современные цифровые технологии в строительстве и эксплуатации. Часть 1
6 months ago 00:59:54 1
Сколько РЕАЛЬНО нужно ДЕНЕГ, СИЛ и КОМПЕТЕНЦИЙ, Чтобы Открыть Глэмпинг | Нина Синицына, “Точка Немо“
6 months ago 00:49:11 1
Код ИБ | Тюмень 2024. Вводная дискуссия: Технологии. Процессы. Люди.
6 months ago 00:13:19 1
Построение зонтичных систем мониторинга с использованием all-in-one решения Monq Digital Lab
6 months ago 00:15:22 1
Биометрия - это не фотографирование! Круглый стол в МГД.
6 months ago 00:09:04 1
Царь-бомба ФАБ-3000М-54, «Матка» Дронов, Ил-212 с ПД-8 и станок для ПКМ
6 months ago 00:44:06 1
Лимит по УСН поднимут до 329 млн? / «Лохотроны» от налоговиков / Госконтракты станут проще
6 months ago 00:03:08 1
{SOLD} SANTIZ type beat sadnes
6 months ago 00:16:07 1
Регулирование ИИ против навязывания
6 months ago 00:59:43 1
“Живое вещество и Единение в Царстве Разума “ В. И. Вернадский - беседа с Еленой Владич
6 months ago 00:04:56 2
Расширение функционала решений для диспетчеризации зданий (на примере насосной станции)
6 months ago 00:32:26 1
10 новых приемов конкурентной разведки в цифровом мире
6 months ago 00:00:52 1
Как бы звучал Lucid Dreams от Juice WRLD в исполнении других музыкантов?
6 months ago 00:01:47 1
Варкрафт 2: Падение Лордерона | Тизер Трейлер | Генри Кавилл | Концептуальная Версия Тизер ПРО
6 months ago 00:10:32 1
CONTROL ROOM в Cubase 12: как пользоваться и кому это нужно?
6 months ago 00:02:12 1
[FREE] ОУ74 × Рыночные Отношения × Kunteynir - “ВОСКРЕСЕНЬЕ“ - Type Beat
6 months ago 00:03:12 3
IN A PERSIAN MARKET - BAND OF THE ROYAL AIR FORCE Conducted by Flight Lt. (1929)
6 months ago 00:02:11 1
[FREE] Вектор А × Криминальный Бит - “Окраина“ type beat
6 months ago 00:07:47 1
Живая нить традиций. Владимирские рожечники
6 months ago 00:18:28 1
ЗАПРЕЩЕННОЕ ДУМОЙ ВИДЕО: Ашманов VS Хинштейн. настоящая схватка в Думе!
6 months ago 00:44:57 1
Александр Градский – Монте-Кристо
6 months ago 01:12:14 1
Александр Градский – Сатиры (Вокальная Сюита На Стихи Саши Черного)
6 months ago 00:21:37 1
КАК Создать ИИ Аватара: Heygen 5.0, Virbo AI, D-ID – сравнение нейросетей для аватаров