Использование цифровых образовательных ресурсов в процессе развития критического мышления подростков
Мошкина Милана Алексеевна
Ижевск, УдГУ, психолого-педагогическое образование, бакалавриат, 4 курс
Савельева Марина Геннадьевна
Ижевск, Удмуртский государственный университет, доцент к.п.н.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Критическое мышление, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), подростки
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2018-2025 годы» подчеркивает важность развития критического мышления у школьников. Отмечается, что необходимо научить школьников решать сложные проблемы путем анализа обстоятельств и соответствующей информации, учитывать альтернативные мнения, принимать взвешенные решения, дискутировать, общаться с другими людьми. В федеральном проекте «Цифровая образовательная среда» указывается на необходимость развития цифровизации образования и внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс.
В ходе определения проблемы исследования были поставлены такие вопросы: каков уровень развития критического мышления подростков? Имеет ли он тенденцию к повышению в старших классах? Как использовать цифровые образовательные ресурсы для развития критического мышления?
Цель исследования – выявить уровень развития критического мышления подростков и определить цифровые образовательные ресурсы, которые могут стать средством для его повышения.
Объект исследования: критическое мышление подростков
Предмет исследования: уровень развития критического мышления подростков и цифровые образовательные ресурсы как средство его повышения.
В ходе исследования были выдвинуты 2 гипотезы:
У подростков преобладает средний уровень развития критического мышления. Он имеет тенденцию к повышению в старших классах.
Цифровые образовательные ресурсы могут стать средством развития критического мышления подростков, если основой их отбора станут принципы адаптивности, эмоциональной привлекательности, многофункциональности и наличия игровых элементов.
Теоретическую основу исследования составили концептуальные основы технологии развития критического мышления (К.Мередит, Ч.Темпл, Дж.Стил), взгляды на сущность и методы развития критического мышления С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинской, идеи об особенностях критического мышления Д. Халперн, определение цифровых образовательных ресурсов Е.С. Полат.
Задачи исследования:
Охарактеризовать сущность и отличительные особенности критического мышления,
Выявить условия и принципы использования цифровых образовательных ресурсов для развития критического мышления,
Подобрать диагностический инструментарий и провести исследование уровня развития критического мышления учащихся 7, 9 и 11 классов,
Разработать программу развития критического мышления подростков на основе использования цифровых образовательных ресурсов.
Методы исследования:
Теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, систематизация и обобщение имеющихся представлений по данной проблеме.
Эмпирические: метод психодиагностики, беседа с учениками и педагогами. Были отобраны 3 отдельные методики для оценки уровня критического мышления у подростков 7,9 и 11 класса, чтобы они учитывали психологические особенности возраста. Такие методики, как тест критического мышления Старки (Critical Thinking Skills Pretest) в адаптации Е. Л. Луценко (2014 г) , тест оценки критического мышления Ю. Ф. Гущина для девятиклассников, тест оценки критического мышления Ю. Ф. Гущина для семиклассников.
У учащихся 7-11 классов преобладает средний уровень развития критического мышления, он имеет тенденцию к повышению в 11 классе за счёт роста количества учеников со средним уровнем и уменьшения количества учеников с низким уровнем развития критического мышления. Чем старше становятся респонденты, тем количество учащихся с низким уровнем уменьшается.
Обнаружена тенденция к снижению количества учащихся с высоким уровнем критического мышления в 11 классе по сравнению с 7 и 9 классами, что, по нашему мнению, можно объяснить большим количеством репродуктивных заданий на запоминание и воспроизводство учебной информации в связи с подготовкой к ЕГЭ, .
Необходимо развивать критическое мышление у подростков, используя цифровые образовательные ресурсы.
Преимуществами использование цифровых ресурсов является яркость и красочность, что обеспечивает большую наглядность; возможности, которые не доступны при обычном использовании упражнений, а также цифровым ресурсам присущ игровой элемент и возможность большей эмоциональной вовлеченности в учебную деятельность. Основными принципами при отборе ЦОР стали: простота инструкции, руссифицированность, бесплатность ресурса, адаптивность ресурса под упражнение (задание), доступность ресурса для нескольких пользователей одновременно, многофункциональность.
683 views
3400
1471
1 month ago 00:02:46 1
Гарри Поттер и Проклятое Дитя - Первый Трейлер (2025) По Мотивам Книги | Концепт-версия от Тизер ПРО
1 month ago 00:00:00 1
Что изменится с приходом Трампа? Чем грозят новые санкции США?
2 months ago 01:54:08 1
Гарри Поттер: взгляд историков / Кирилл Назаренко и Анастасия Кругликова
2 months ago 01:22:23 1
300 Долларов За Чудо: Как Консультанты Продают Воздух Вместо ИИ
2 months ago 00:08:35 1
Новый феодализм против нового коммунизма: “Мир после информации“
2 months ago 00:06:37 1
Как купить подписку Spotify Премиум в России
2 months ago 00:06:13 1
ЦЛ PolusLab / Подключение беспроводного мультидатчика к ПК. Работа с приложением.
3 months ago 00:30:39 1
Гайд всё про авиацию.Как играть, что качать, как строить, с какой связкой использовать Art of war 3