Использование цифровых образовательных ресурсов в процессе развития критического мышления подростков
Мошкина Милана Алексеевна
Ижевск, УдГУ, психолого-педагогическое образование, бакалавриат, 4 курс
Савельева Марина Геннадьевна
Ижевск, Удмуртский государственный университет, доцент к.п.н.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Критическое мышление, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), подростки
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2018-2025 годы» подчеркивает важность развития критического мышления у школьников. Отмечается, что необходимо научить школьников решать сложные проблемы путем анализа обстоятельств и соответствующей информации, учитывать альтернативные мнения, принимать взвешенные решения, дискутировать, общаться с другими людьми. В федеральном проекте «Цифровая образовательная среда» указывается на необходимость развития цифровизации образования и внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс.
В ходе определения проблемы исследования были поставлены такие вопросы: каков уровень развития критического мышления подростков? Имеет ли он тенденцию к повышению в старших классах? Как использовать цифровые образовательные ресурсы для развития критического мышления?
Цель исследования – выявить уровень развития критического мышления подростков и определить цифровые образовательные ресурсы, которые могут стать средством для его повышения.
Объект исследования: критическое мышление подростков
Предмет исследования: уровень развития критического мышления подростков и цифровые образовательные ресурсы как средство его повышения.
В ходе исследования были выдвинуты 2 гипотезы:
У подростков преобладает средний уровень развития критического мышления. Он имеет тенденцию к повышению в старших классах.
Цифровые образовательные ресурсы могут стать средством развития критического мышления подростков, если основой их отбора станут принципы адаптивности, эмоциональной привлекательности, многофункциональности и наличия игровых элементов.
Теоретическую основу исследования составили концептуальные основы технологии развития критического мышления (К.Мередит, Ч.Темпл, Дж.Стил), взгляды на сущность и методы развития критического мышления С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинской, идеи об особенностях критического мышления Д. Халперн, определение цифровых образовательных ресурсов Е.С. Полат.
Задачи исследования:
Охарактеризовать сущность и отличительные особенности критического мышления,
Выявить условия и принципы использования цифровых образовательных ресурсов для развития критического мышления,
Подобрать диагностический инструментарий и провести исследование уровня развития критического мышления учащихся 7, 9 и 11 классов,
Разработать программу развития критического мышления подростков на основе использования цифровых образовательных ресурсов.
Методы исследования:
Теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, систематизация и обобщение имеющихся представлений по данной проблеме.
Эмпирические: метод психодиагностики, беседа с учениками и педагогами. Были отобраны 3 отдельные методики для оценки уровня критического мышления у подростков 7,9 и 11 класса, чтобы они учитывали психологические особенности возраста. Такие методики, как тест критического мышления Старки (Critical Thinking Skills Pretest) в адаптации Е. Л. Луценко (2014 г) , тест оценки критического мышления Ю. Ф. Гущина для девятиклассников, тест оценки критического мышления Ю. Ф. Гущина для семиклассников.
У учащихся 7-11 классов преобладает средний уровень развития критического мышления, он имеет тенденцию к повышению в 11 классе за счёт роста количества учеников со средним уровнем и уменьшения количества учеников с низким уровнем развития критического мышления. Чем старше становятся респонденты, тем количество учащихся с низким уровнем уменьшается.
Обнаружена тенденция к снижению количества учащихся с высоким уровнем критического мышления в 11 классе по сравнению с 7 и 9 классами, что, по нашему мнению, можно объяснить большим количеством репродуктивных заданий на запоминание и воспроизводство учебной информации в связи с подготовкой к ЕГЭ, .
Необходимо развивать критическое мышление у подростков, используя цифровые образовательные ресурсы.
Преимуществами использование цифровых ресурсов является яркость и красочность, что обеспечивает большую наглядность; возможности, которые не доступны при обычном использовании упражнений, а также цифровым ресурсам присущ игровой элемент и возможность большей эмоциональной вовлеченности в учебную деятельность. Основными принципами при отборе ЦОР стали: простота инструкции, руссифицированность, бесплатность ресурса, адаптивность ресурса под упражнение (задание), доступность ресурса для нескольких пользователей одновременно, многофункциональность.
672 views
3400
1471
2 years ago 00:36:36 158
“ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ЭФФЕКТОВ ПРИ ИГРЕ НА ГИТАРЕ“
1 month ago 00:59:25 59
Использование цифровых ресурсов при реализации программ среднего профессионального образования
2 months ago 00:50:41 5.1K
К чему приводит использование гаджетов. Цифровая деменция. Профессор Манфред Шпитцер
2 years ago 00:03:01 3.4K
Преподаватели о мастер-классе по использованию цифровых инструментов
2 months ago 00:45:19 2
Использование цифровых ресурсов при обучении географии
1 year ago 00:16:31 1.5K
Использование цифровых сервисов в образовании
5 years ago 00:40:48 3.3K
Кризисная коммуникация: использование цифровых технологий для проведения мероприятий онлайн
3 years ago 00:12:27 304
Использование цифровых лабораторий «Releon Point» при изучении признаков химической реакции
2 years ago 00:01:20 914
Использование цифровых каналов коммуникации для продвижения образовательных услуг в ДМШ/ДШИ
5 years ago 01:51:54 813
Возможности использования цифровых технологий в условиях детского лагеря
9 months ago 00:42:14 39
ВМО “Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе“
3 years ago 00:17:38 193
Использование цифровых датчиков при подготовке к ОГЭ по химии
3 months ago 01:10:35 1
Вебинар: «Эффективное использование цифровых инструментов в сфере строительства»,
2 years ago 00:11:03 153
Мастер-класс “Использование цифровых лабораторий по нейротехнологиям“
3 months ago 00:42:00 20
Использование цифровых образовательных ресурсов при обучении физике в школе / Современная {ЦИФРОВАЯ} дидактика
4 years ago 01:53:26 544
Использование цифровых сервисов для анализа рынка на Amazon на примере Helium 10 и других сервисов
2 years ago 00:02:28 2
1 серия Использование цифровых технологий геокешинг
4 months ago 00:33:53 30
Использование цифровых работ Облака знаний в образовательном процессе
2 years ago 01:22:08 3.2K
Использование цифровой образовательной среды МЭО Детский сад в образовательной деятельности ДОО
2 years ago 01:24:34 889
Организация учебного исследования и эксперимента с использованием цифровых учебных материалов 1СУрок
1 month ago 00:54:13 1
Использование цифровых ресурсов в модели “Смена рабочих зон“
10 years ago 00:06:41 40
Использование цифровых входов для Danfoss.
2 years ago 00:09:26 9.1K
Кэтрин Фиттс: использование QR-кода ведет к цифровому концлагерю