Политическая теургия Юлиана Отступника

Ведущий: Роман Викторович Светлов, доктор философских наук, директор Высшей школы философии, истории и социальных наук БФУ им. И. Канта В авторитетном научном журнале Schole вышла статья Романа Светлова, посвященная римскому императору Флавию Клавдию Юлиану. Современники прозвали его «Отступником» за то, что он отказался от христианства и вернулся в языческую веру. Ради этого он даже пытался войти в союз с общинами иудеев, которые римские императоры чаще всего притесняли. «В те времена в отличие от еще молодого христианства иудаизм воспринимался как древняя религия, а для Юлиана древность была синонимом истинности. Чтобы объяснить причину конфликтов между иудеями и римскими языческими властями, которые в I-II веках привели к трем кровопролитным войнам, и примирить иудеев и язычников, Юлиану пришлось очень серьезно переформулировать языческие представления о богах и первоначале мироздания. Одним из практических жестов в отношении иудейской общины стало принятое зимой 363 года Юлианом решение восстановить разрушенный в 70 году Иерусалимский храм. Впрочем, эта попытка была безуспешна из-за землетрясения в мае 363 г. и смерти императора во время Персидского похода», – рассказал профессор. История Юлиана Отступника получила широкий отклик в литературе его времени и последующих веков. Особенный интерес вызывают тексты христианских авторов. Они писали о природных и чудесных явлениях при разрушении землетрясением строительных работ Юлиана. Исследования современных ученых доказали, что землетрясение тогда охватило большие площади на территории современных Израиля и Палестины. «Рассматривая деятельность Юлиана, мы узнаем, как возникают утопические проекты, которые должны по замыслу их создателей объединять самые различные народы и культуры. Случай «Отступника» интересен уже потому, что этот великий фантазер попытался сопрячь две совершенно разные религиозные и культурные традиции – римское язычество и иудаизм», – добавил Роман Светлов. ВК: Официальный сайт:
Back to Top