Уход в ХХ в. от классической модели субъекта, который был полновластным хозяином ситуации, порождает необходимость поиска нового языка описания опыта нового, развоплощенного субъекта, обладающего пластичной, подвижной идентичностью. Феноменологический метод в новой (пост)феноменологии перестает постепенно отождествляться с «эгологией», а искусство второй половины XX века радикально проблематизирует представление о цельной, завершенной и равной самой себе в каждый момент времени личности. Сопоставление эстетического и феноменологического опыта – более чем обширная сфера исследования. Доклад будет сосредоточен лишь на одном ее аспекте: на параллелях между феноменологической проблемой идентичности и «эстетической деперсонализацией» в работах русского поэта, художника, одного из основоположников московского концептуализма в искусстве и литературе Дмитрия Александровича Пригова (1940-2007). Мы исходим из допущения необходимости выделения двух аспектов в рамках рассмотрения проблемы идентичности: «Другой как Я» и «Я как Другой». Субъект, осознающий свою цельность и одновременно изменчивость, может быть описан через диалектику «одинаковости», «самотождественности» (idem) — и, с другой стороны, «самости», «инаковости» (ipse). В результате такой диалектической игры только и может появиться то, что нередко применительно к поэзии Д. А. Пригова называют полисубъектностью, которую в данном случае можно понимать, как возможность ощутить «Другого» как «Другое Я» и «проигрывать» одновременно все прочие идентичности, перенимая опыт «Другого Я». Субъект — перефразируя Левинаса — идентифицирует себя в различном как в тождественном. Важно то, что «Я» постоянно находится на границе, на пороге перед полным растворением в «Другом», но сохраняет и самость, и инаковость. «Я» смотрит на «Другого» глазами «Я» и на себя смотрит глазами «Другого». Как новая идентичность субъекта формулируется на границе между «Я» и «не- Я», а «искреннее высказывание» — на границе между своей и чужой интонацией – об этом мы поговорим отдельно.
Наталья Артеменко – к. филос.н., доцент Института философии СПбГУ, главный редактор международного журнала «Horizon. Феноменологические исследования» (), феноменолог, историк философии, ведущая семинаров «Феноменологическая практика и практика психотерапии» (ВЕИП), «Феноменология в психотерапии и консультировании» (совместно с д.ф.н., проф. С.М. Бабиным), «Философия и психотерапия» (Бирштонас, HEPI); переводчик с немецкого и английского языков работ в области феноменологии и герменевтики, переводчик трудов Гуссерля, Хайдеггера, Ландгребе и т.д.; автор более 70 научных публикаций, в т.ч. монографий; многократный победитель международных и российских конкурсов (гранты); более 15 научно- исследовательских стажировок в разных европейских университетах и научных центрах.
1 view
317
91
1 month ago 00:04:04 1
МИША МАРВИН & ХАННА - Французский Поцелуй (Премьера клипа, 2020)
1 month ago 00:02:58 1
ХАННА - Зеркало (Клип 2024)
1 month ago 01:19:39 1
КПТ-терапевт — про тревогу, ограничивающие убеждения, когнитивные искажения, буддизм и стоицизм