Традиционные полотенца. Из коллекции рязанского историко-архитектурного музея-заповедника

Полотенце (или убрус), как сакральный предмет, участвует в многочисленных обрядах, сопровождающих все этапы жизни крестьянина. В свадебном обряде используется для оборачивания рук жениха и невесты, а также может служить вожжами свадебного поезда. Венчальное головное полотенце вместо фаты накидывается на голову, а иногда закрывает и лицо невесты. Во время летних праздников полотенца развешивают на деревьях. В печальном похоронном обряде на полотенцах опускают гроб с покойником. Полотенцами украшают избу – божницу с иконами, зеркала. На столе обязательны полотенце и хлеб-соль, поскольку стол воспринимался в традиционной культуре как своего рода алтарь. Полотенце – предмет крестьянского труда и большого творчества – сопровождало человека от рождения и до кончины в разных жизненных коллизиях – трудовых и праздничных. Это самый распространенный вид орнаментированных изделий в быту крестьян. С его помощью можно совершить путешествие во времени и пространстве, узнать об истории и народных традициях Рязанского края, а также об истории создания музея и формировании его собрания. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник обладает богатой и разнообразной коллекцией, насчитывающей свыше 260 тысяч предметов. Один из самых значительных – фонд этнографических тканей, включающий более четырех тысяч единиц хранения. Ядром его является коллекция традиционного костюма и предметов быта, охватывающая памятники второй половины XVIII – начала ХХ в. В состав фонда этнографических тканей входит порядка 250 полотенец начала XIX – первой трети ХХ в., как целых, так и отдельных фрагментов. Первые поступления старинных полотенец относятся еще ко времени музея Рязанской ученой архивной комиссии, существовавшего с 1884 г. Несколько уникальных кружевных образцов связаны с михайловской городской культурой 1820-1840-х гг. Они подарены музею архивной комиссии всемирно известной собирательницей русской старины Натальей Леонидовной Шабельской в 1890-е гг. Значительное количество образцов происходит из коллекции другого предшественника современного музея – Кустарного музея Рязанского губернского земства. Эта коллекция собиралась в начале ХХ в. и содержит сведения об изготовителях, обрядовом назначении, названиях орнаментов. Ряд полотенец собран в результате полномасштабных экспедиций Рязанского музея и Общества исследователей Рязанского края в 1920-е гг. Возглавляли эти экспедиции выдающиеся этнографы Наталия Ивановна Лебедева и Мария Дмитриевна Малинина. Большая часть полотенец в музейном собрании связана с русским населением Рязанского края, отдельные образцы относятся к культуре касимовских татар. При изготовлении полотенец использованы домотканые материалы и традиционные техники: ручное ткачество, в том числе браное и закладное, вышивка и кружевоплетение. Фактура украшенных концов полотенца дополнительно обогащается введением металлических блесток, нашиванием разноцветных шелковых лент, полос бархата, ситца и кумача.
Back to Top