Бахтияровы. Из истории рода уральских манси

Путешествуя по северному Уралу, я несколько раз был в гостях у манси Прокопия Тимофеевича Бахтиярова в его родовом поселении Киминг-чупа пауле, обозначенном на картах как «Юрта Бахтиярова». В 2000-х годах мы с ним много беседовали о таёжной жизни, охоте, рыбалке и оленеводстве. Прокопий был интересным собеседником, много знал о родном крае, о своём роде манси Бахтияровых, пришедшим в эти места с западного склона Урала в конце XVIII века. Он помнил, а далеко не все знают так глубоко историю своей семьи, имена предков до шестого колена, которые на протяжении более двухсот лет жили на этом месте, в районе реки Тошемка. Про манси Бахтияровых, живущих на реках Вижай и Анчуг, Прокопий обронил следующее: «это не настоящие Бахтияровы, они Игнатовы, просто взяли нашу фамилию». Фамилия Бахтияровы – самая распространённая среди вишеро-лозьвинских манси в XVII–XX веках. В Чердынском уезде в 1680-х годах в письменных источниках упоминаются вогулы Лёвка Бахтияров и Сенька Бахтияров. В 1751 году в деревне Сыпучи на Вишере было крещено 127 вогулов, в том числе четыре семьи Бахтияровых в количестве 26 человек. Одним из глав семьи был Коня Бахтияров, при крещении наречённый Кондратием. В 1775 году Кондрат Бахтияров «со товарищи» просил Соликамскую воеводскую канцелярию выдать им взамен сгоревшей копию грамоты на принадлежащие им земельные угодья, которые постепенно правдами и неправдами занимались русскими и зырянами. Надо заметить, что при царской власти вогулы имели в собственности «дарованные» им земли, которые могли быть только выкуплены по обоюдному согласию или взяты в аренду, например, под рудники. Освоение промышленниками и охотниками верховьев реки Вишеры вынуждало вогулов мигрировать на восточный склон Урала. В журнале «Российский магазин» за 1792 год в статье о вишерских и лозьвинских вогулах, по собранным данным за 1785 год, сведений о Бахтияровых на Вишере нет, но появляются две юрты Бахтияровых на Тошемке. Место «юрты Кондраши», в пяти верстах выше по реке от деревни Усть-Улс, местные русские старожилы показывали ещё профессору Крылову П., посетившему Вишеру в 70-х годах XIX века. На сайте Пермского госархива есть отсканированные метрические книги Святотроицкой церкви села Говорливского на Вишере, в которых содержатся записи о крещении, бракосочетании и отпевании вогулов. В метрических книгах достаточно много упоминаний фамилии Бахтияровых, но разбираться в многочисленных ветвях родственных связей сложная задача, поэтому остановимся только на прямых предках Прокопия Тимофеевича. К сожалению, отсканированы метрические книги Святотроицкой церкви только до 1840 года, поэтому далее привожу данные со слов Прокопия. Он знал родословную только от Кирилла Ивановича, («тысячи оленей держал на Молебном камне!»), называл его «Кир-ойка», у Кирилла было два сына – Степан 1837 г.р. (Истепан-ойка) и Тимофей 1842 г.р. (Кира-Тим-ойка). От Степана шла «ветвь», которая закончилась на Павле Бахтиярове: он утонул на Лозьве в 2021 году. У Тимофея Кирилловича был сын Прокопи й 1875 г.р., у Прокопия было два сына – Александр и Тимофей, последний имел троих сыновей, в том числе Прокопия. Внук Александра проживает в настоящее время на Ушме. Наследники Прокопия, покинувшего этот мир три года назад, продолжают ветвь древнего мансийского рода. Надеюсь, мы не обидели родственные чувства уважаемых людей. Полагаю, что им, также как и читателям журнала, будет интересно узнать подробности из истории своего древнего и знатного мансийского рода. Статья Дмитрия Балакина опубликована в журнале “Уральский следопыт“ 2024, январь. читает Максим Фирсов
Back to Top