Михаил Леонович Гаспаров – крупнейший русский филолог. Литературовед и переводчик, академик Российской академии наук, Гаспаров – автор работ по античной филологии и стиховедению, ставших классическими уже при его жизни. Работы Гаспарова отличает глубина исследовательского анализа, чёткость формулировок и непривычная для научных трудов увлекательность. Он переводил труды Аристотеля, Цицерона, произведения Эзопа, Пиндара, Горация, Овидия. Обладая ярким писательским талантом, он считал, что в переводах необходимо «не заслонять собой подлинник от читателя». И это Гаспарову вполне удавалось. Его мировой авторитет неоспорим. О Михаиле Леоновиче вспоминают: профессора Омри Ронен и Андрей Зорин, филолог и переводчик Сергей Козлов, главный редактор журнала “Новое литературное обозрение“ Ирина Прохорова, филолог Татьяна Смолярова, историк и преподаватель Тамара Эйдельман и другие – те, кто знал и ценил учёного. Включены фрагменты лекции Михаила Гаспарова.
_________________________________________________________________________________________
Михаил Леонович Гаспаров (1935—2005) — академический учёный, филолог-классик, переводчик античных текстов, стиховед и автор двух замечательных книг для неспециалистов — «Занимательная Греция» и «Записи и выписки». (...)
Михаил Гаспаров был явлением, можно сказать, парадоксальным: носителем культуры, сомневающейся в самой себе. Но если подумать, так это и есть необходимая черта всякой культуры, которую условно можно назвать скепсисом. Скепсис — не мировоззрение (в этом качестве он неплодотворен), а как бы обертон культуры, её сопровождающий. Скепсис Гаспарова шёл от многознания, от подлинного знания культуры и её исторических судеб. Среди гаспаровских культурных парадоксов был, например, такой:
“Массовая культура — это всё-таки лучше, чем массовое бескультурье… Не стоит забывать, что та старина, которой мы сегодня кланяемся, сама по себе сложилась достаточно случайно и в своё время была новаторством или эклектикой, раздражавшей, вероятно, многих. (…) Парфенон, вероятно, казался (афинским) старикам отвратительным модерном. Греческая эпиграмма, которой мы любуемся, для самих греков была литературным ширпотребом, а греческие кувшины и блюдца, которые мы храним под небьющимися стёклами, — ширпотребом керамическим. Жанр романа, без которого мы не можем вообразить литературу, родился в античности как простонародное чтиво, и ни один уважающий себя античный критик даже не упоминает о нём. Массовая культура нимало не заслуживает пренебрежительного отношения“.
Вот урок Гаспарова: подлинное знание прошлого не мешает, а помогает жить в настоящем. М.Л. Гаспаров представлял собой образец человека, сумевшего внутренне вжиться в этот процесс демократизации и омассовления культуры. Как ни странным это с первого взгляда кажется, но ему помогла как раз высокая культура, та самая культурная память в её конкретной специализации: антиковед Гаспаров должен был априорно мириться с фактом гибели, исчезновения культур, от которых в долгой истории остаются осколки и черепки. Он был в подлинном смысле археологом культуры. И его книга «Записи и выписки» была собранием таких черепков. При этом выяснилось, что культурная память способна не только отвратить от современности, но и примирить с ней: это и есть случай Гаспарова, очень поучительный и, в какой-то степени, утешительный. (…)
Гаспаров писал: “…Первая человеческая потребность, на которую отвечает поэзия, — это потребность ощутить себя носителем своей культуры, товарищем других её носителей: грубо говоря, русская культура — это сообщество людей, читавших Пушкина или хотя бы слышавших о нём. (…) И только вторая потребность, на которую отвечает поэзия, — эстетическая, потребность выделить из окружающего мира что-то красивое и радоваться этому красивому. При этом критерии красивого различны — исторически, социально, индивидуально; поэтому и вторую эту потребность можно свести к первой: когда я люблю Блока или Высоцкого, этим я себя приписываю к субкультуре тех моих современников, вкус которых предпочитает первого или предпочитает второго. Вкус может сплачивать (и раскалывать) общество не меньше, чем вера.
Вывод: нужна веротерпимость, а не фанатичная война за Блока или за Высоцкого. Тем более, как мне кажется, можно испытывать любовь к обоим. «Мне нравятся обои», как говорит студент в стихотворении Алексея К. Толстого“.
Интересный пример гаспаровского всепонимающего и всепрощающего знания, соединяемого в то же время с ироническим скепсисом: в «Записях и выписках» много скрытно насмешливых высказываний об Ахматовой, вызванных, несомненно, склонностью поэтессы играть в величие, глядеть королевой. Как говорил Маяковский: зайдите через тысячу лет, тогда поговорим. Гаспаров знал, что через тысячу лет и говорить будет не о чем — разве что издавать переводы в серии «Литературные Памятники». Думая о Михаиле Гаспарове, вспоминаешь строчку старых стихов: «Седой пастух, зовомый Время». Гаспаров был стар, как Европа. Впрочем, Азия ещё старее.
Борис Парамонов
48 views
23
2
6 months ago 00:16:25 1
Тефлон и глобальная экологическая катастрофа // To the left
6 months ago 00:54:31 1
Как победить в гибридной войне? Образ победы. #МихаилВеличко
6 months ago 00:58:16 1
Вебинар д-ра Егорова «ИГТ как эффективный метод реабилитации митохондрий и восстановления здоровья»
6 months ago 00:10:36 1
Почему на нашем юге убивают журавлей? | Экологическая катастрофа |Сортировочная
6 months ago 00:46:32 1
Мифы о муравьях. Жанна Резникова. Ученые против мифов 11-3
6 months ago 00:03:06 1
Английский язык 7 класс (Урок№37 - Проблемы экологии: загрязнение окружающей среды,кислотные дожди.)
6 months ago 00:15:00 1
ПОТРЯСАЮЩИЕ СВОЙСТВА ВОДЫ И ЕЕ РЕАКЦИЯ НА СЛОВА ЧЕЛОВЕКА
6 months ago 00:51:48 1
Экология литературы. Семён Липкин и Инна Лиснянская (2000)
6 months ago 00:38:32 1
Экология литературы. К 110-летию Риты Райт-Ковалёвой
6 months ago 00:42:29 1
Диалоги о литературе. Валентин Распутин и Сергей Залыгин (1985)
6 months ago 01:21:03 1
Мхи России (Михаил Игнатов)
6 months ago 00:10:39 1
eSpring или Осмос❓ Системы очистки воды eSpring от Amway. Подключение и установка фильтра eSpring.
6 months ago 00:31:12 1
ДЮНА. КАК ВИЛЬНЕВ ПРЕВРАТИЛ РОМАН В ПОЭМУ
6 months ago 00:10:17 1
ОТКУДА ПРИШЛИ СЛАВЯНЕ НА ЗЕМЛЮ? Происхождение Славян | Сантии Веды Перуна и другие источники
7 months ago 00:38:44 1
Экология литературы: Лидия Гинзбург.
7 months ago 01:22:29 1
Даниал жолы. 9 лет назидания.
7 months ago 00:06:21 1
Здравствуй, весна! Путешествие в весенний лес. Видеоматериал к занятию о весне для детей
7 months ago 02:20:46 1
Елена Соловей: «Где же ты, любовь?» // «Скажи Гордеевой»
7 months ago 00:38:29 2
Экология литературы. Александр Кушнер (2002)
7 months ago 00:39:01 1
Экология литературы. Мариэтта Чудакова (2002)
7 months ago 00:04:36 1
. - My Girl (Official Video)
7 months ago 00:00:48 2
От чего ЧЕЛОВЕЧЕСТВО МОЖЕТ ПОГИБНУТЬ в будущем? :: профессор Осипов А.И.
8 months ago 00:02:11 3
СКАЗКА НА НОЧЬ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ПРО КОТИКОВ.“Лапки“.Юрий Коринец. АУДИОСКАЗКА ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ 😴
8 months ago 00:00:51 1
Для исполнения желаний! .Наступил Год Деревянного Дракона!