Илья Эренбург. Трубка коммунара (новелла 1922 года). Читает Олег Даль (1977)
Моноспектакль, поставленный Александром Радченко по новелле Эренбурга «Трубка коммунара».
Эту историю рассказал Эренбургу старый французский коммунар Пьер Лотрек, с которым автор подружился в прекрасном городе Париже в 1920-х. Лотрек подарил ему своё единственное достояние – глиняную трубку, из которой 50 лет назад четырехлетний Поль Ру пускал мыльные пузыри, находясь вместе со своим отцом на баррикадах. Мальчик был убит во время революционных событий 1871 года (Парижская коммуна).
__
Новелла издана 11 сентября 1922 года, через год вошла как «новелла № 2» в широкоизвестный сборник-цикл «Тринадцать трубок», но всегда выделялась автором, так в 1926 году была первой в сборнике трёх рассказов цикла («Три рассказа о трубках», Л., Прибой, 1926), а в 1928 году дала название сборнику («Трубка коммунара», Сборник, Н. Новгород, 1928). Вернувшийся из заграницы Эренбург для своего публичного чтения выбрал именно этот рассказ.
Ещё до появления цикла — в 1923 году — была издана в Германии, как книжка для детей, с оформлением обложки Любовью Козинцевой.
К.Федин: “Из «Тринадцати трубок» необыкновенно популярна была новелла «Трубка коммунара» — короткий приговор французской буржуазии“.
27 августа 1929 года в ленинградской газете «Кино» об экранизации новеллы () опубликована статья озаглавленная «Марджановщина», где, в частности, говорилось: «Безграмотная, невежественная вещь. Поручили правлению вынести резко отрицательную резолюцию. …. Безграмотное оформление большой значительной темы компрометирует саму тему», а журнал «Кино и культура» (1929) писал: «В результате получилась „развесистая клюква“, граничащая с халтурой».
М.Трофименков: “Жестокая «Трубка коммунара» (1929) великого театрального режиссера“
Журнал “Искусство кино“ (1968): “Режиссёр стремился возможно точнее воссоздать обстановку Парижской коммуны, образы коммунаров и их врагов. В фильме был ряд моментов впечатляюще и убедительно характеризовавших эпоху“
Нато Вачнадзе: “В нём очень много правдивых деталей, через которые глубоко и убедительно показывается общее. Обстановка и весь характер Парижской коммуны даны в фильме со страстным творческим проникновением. Скромно, но чрезвычайно удачно построенные декорации парижских улиц, костюмы, человеческие типы все подобрано и выполнено с неподражаемым режиссёрским чутьём, с безошибочным чувством меры. … В этой картине Константин Александрович осуществил свой принцип «видения в кино» как истинный кинорежиссёр“.
2 views
77
12
4 months ago 00:50:43 1
Суд идет. Харьковский судебный процесс над немецкими военными преступниками в декабре 1943.