Василий Меркучев, Анатолий Полуянов, Игорь Смирнов беседы и песни в Ромашах! У Петровича!

ВСЕ В РОМАШИ! Василий Меркучев, Анатолий Полуянов, Игорь Смирнов беседы и песни в Ромашах! У Петровича! У каждого народа есть своя особинка, свое «родимое» пятнышко. У испанцев — коррида, в Италии — макароны, в Аргентине — футбол, а у россиян... В этом знаменитом ряду — перезвон колоколов, чистота русских берез, золото ржаного поля, шум дождя, плач гонимых ветром журавлей. И все же главное место отводится русской песне, пляске и гармони. Народная музыка, народные музыкальные инструменты, баян и гармонь, всегда благотворно влияли на души людей. Они в жизни русского народа были больше, чем просто музыкальные инструменты. Баян и гармонь, можно смело сказать, считались нашими культурными и национальными символами. Прежде они были накрепко связаны с жизнью народа: и в праздниках, и в буднях, и на войне. Никто на этот вопрос точно ответить не может, “науке это не известно“. Бытует мнение, что гармошка пришла в Россию из Германии. Однако абсолютно точно это нельзя утверждать, поскольку гармошки существовали в XVIII-XIX веках и в Германии, и в Австрии, и в Италии, и во Франции, и даже в Англии. Академик А.М.Миреку доказывал ее русское происхождение. Гармоника в современном виде появилась в Санкт-Петербурге. Ее отец- чешский инженер Франтишек Киршник проживал тогда в России и свой— инструмент продемонстрировал питерцам в 1783 году. Своему детищу он дал чешское имя –гармоника. Но теперь это название ,как и “гармошка”, стало в русском языке разговорным. Официальное название этого инструмента - гармонь. Она быстро стала русским национальным инструментом. Подкупила гармошка и звучным голосом, и простотой обучения игре, и своими “игрушечными” по тем временам размерами. В один из июльских дней 1830 года Тульский оружейник Иван Сизов, будучи на нижегородской ярмарке, услышал звуки невиданного инструмента (это была гармоника). Не пожалев за нее сорока рублей восхищенный мастер сторговал у заморского купца «Диковинную штуку». Привезя домой — в Чулкову слободу на окраине Тулы — драгоценную покупку, мастер решил попробовать сделать такую же. Так возникла первая гармонь. Спрос на тульскую однорядку распространился по всей России, что привело уже в начале второй половины XIX в. к возникновению ее кустарного производства в ряде других областей (Новгородской, Вятской, Саратовской, Рязанской, Тверской, Вологодской и др.) и превратило в народный общерусский инструмент. Гармошка очень быстро стала исконно русским народным инструментом. Ее звучный голос пришелся по душе россиянам, простота обучения игре на ней, и самое главное, небольшая цена и маленькие для того времени размеры гармошки были по карману простым людям. Первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские кустари. Их первые тульские гармошкибыли всего с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки). Появившиеся вслед за тульскими саратовские гармошки конструктивно ничем не отличались от первых, но саратовские мастера смогли найти необычный тембр звучания и поэтому эти небольшие гармошечки приобрели в народе большую популярность. Конструкция гармошки постоянно совершенствовалась. Вятские кустари расширили диапазон звучания гармошек (добавили кнопок в левую и правую руку). Изобретенный ими вариант инструмента получил название вятской гармони. Все перечисленные гармошки имели особенность - одна и та же кнопка на разжим и сжим мехов издавала разные звуки. Все вышеперечисленные гармони имели одно общее название - тальянки. Тальянки могли быть с русским или немецким строем. При игре на таких гармошках нужно было прежде всего владеть техникой игры мехами, чтобы правильно вывести мелодию . Эту проблему решили ливенские кустари. На гармонях ливенских мастеров звук не менялся при смене меха. Гармошки не имели ремней, которые перекидывались через плечо. С правой и с левой стороны короткие ремни обхватывали кисти рук. У ливенской гармошки мастера увеличили количество борин (до 30-40), т.е. меха были невероятно длинными. Такую гармошку можно было буквально обмотать вокруг себя, т.к. при полном растяжении меха ее длина достигала двух метров. Следующим этапом в развитии гармони были т.н. двухрядные гармошки. К этому времени в предшествующих двухрядке однорядных гармонях уже начали появляться дополнительные кнопки, но на самостоятельный второй ряд они еще не “тянули“. Гармонь-двухрядку можно было бы еще назвать и “двухзвукорядной“, т.к. за каждым рядом кнопок в правой руке закреплялся определенный звукоряд. Такие гармошки получили названиерусские венки . В настоящее время все перечисленные выше гармошки - большая редкость. Примерно с 50-х годов XX века тальянки были практически вытеснены хромками. И сейчас, если у вас или у знакомых есть гармонь, то на 99,9% это хромка. Хромки могут быть “порядковыми“ или “непоряковыми“. У непорядковых гармошек с левой стороны не три, а два ряда кнопок (отсутствует вспомогательный ряд) Любая гармошка может быть одноголосной, двухголосной или трехголосной, т.е. при нажатии на пешку звучит о
В начало