«Сегодня я хочу посвятить свою программу самым романтическим, самым любимым мелодиям Роберта Шумана.
Шуман – один из самых образованных музыкантов. Он родился в семье книжника. Он рос среди книг. Поэтому его творчество ориентируется на литературу. Шуман учился философии в университете. От природы он был необычайно умён, талантлив, глубок и по-настоящему образован. Он входил в мир различных культур, различных искусств.
Мы услышим «Арабески» Шумана. Арабеска – это арабский узор, это целое явление в истории искусств. Особое внимание к арабескам пришло в эпоху Возрождения. Эпоха Возрождения – это открытие человека, открытие его тайных эмоциональных возможностей. Арабески – это ведь часто тайные знаки, а для Возрождения было важно сказать, что все тайны, все глубины скрыты в человеке. Второй раз это чудо арабского востока приходит в искусство с романтиками и, прежде всего, с Робертом Шуманом.
Через всю «Арабеску» Шумана пройдёт одна и та же тема. Она настолько хороша, что хочется слушать её до бесконечности, а в перерыве между этими темами звучат другие мелодии, другие образы. Второй образ, который мы услышим, это будет образ, в котором без труда узнаем Петра Ильича Чайковского, затем опять тема арабески, тема узора, вслед за которой появляется музыка, свидетельствующая о преклонении Шумана перед великим Иоганном Себастьяном Бахом, и мы услышим баховское многоголосие, баховский дух
Мы услышим знаменитые «Грёзы» Шумана. Эта мелодия - один из символов Шумана, романтизма печали, грусти. Музыка Шумана так прекрасна, что многие его мелодии хотят переложить для других инструментов. Эти «Грёзы» существуют для скрипки, для оркестра, для органа. Любимый инструмент у Шумана после рояля был виолончель. Послушаем, как зазвучат «Грёзы» Шумана в исполнении французского виолончелиста (запись 20-х годов прошлого века)
Из «Детского альбома» Шумана прозвучит «Весёлый крестьянин».
Мы услышим одно из самых загадочных произведений Шумана из цикла «Фантастические пьесы». под названием «Отчего». Почему такое название? О чем вопрос? Эту музыку не выразить словами. Каждый пианист пытается сыграть по-разному, выделяя таинственные голоса, скрытые знаки. Слушаем в исполнении Антона Рубинштейна.
После этого удивительного медитативного произведения «Отчего» - совсем противоположная музыка. Это ночной полёт, ночные сказки, ночные феи, мотыльки из «Фантастических пьес». Сколько же образов и состояний у этого человека! Он уместил в себя всю Вселенную человеческих чувств“.
Чудесным адажио для виолончели и фортепиано заканчивается эта программа
1 view
511
140
2 months ago 00:23:19 1
М.Казиник. “Ave Maria“. История великих музыкальных мистификаций