Изучение физиологии летчика при действии перегрузки в полете 1944 год. (Назад в будущее СССР 2.0)

В 1944 году, в Летно-исследовательском институте (ЛИИ) изучалось влияние перегрузки на организм летчиков. Эта работа была заснята на кинопленку, благодаря чему мы можем увидеть знаменитых летчиков - Героя Советского Союза, летчика-испытателя Степана Машковского и Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР, заслуженного мастера спорта СССР Сергея Анохина. Для эксперимента был взят истребитель Ла-5, который оборудовали кинокамерой. Камера устанавливалась перед фонарем кабины пилота и закрывалась прозрачным обтекателем. В этих полетах летчики достигали перегрузку до 11 единиц. Эти кадры хранились в архиве Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России и были недавно оцифрованы благодаря конкурсу Грантов Мэра Москвы для социально ориентированных НКО Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы. Из книги Геннадия Амирьянца «Летчики-испытатели. Сергей Анохин со товарищи»: «…в тот период авиация подошла к такому рубежу своего развития, когда особенно верными стали слова одного из первых авиаторов Луи Блерио: «Предел акробатическим достижениям искусственной птицы поставит не выносливость ее материалов, а физиологическая выносливость человека, являющегося ее мозгом». В общей сложности в течение мая — августа 1944 г. было выполнено 48 полетов, в том числе 14 полетов на высоте 5000 м для изучения влияния недостатка кислорода на состояние летчика при воздействии перегрузок. Ученые сделали весьма важные для практики выводы. Прежде всего, они касались наиболее актуального вопроса о причинах давно замеченных зрительных нарушений, возникавших у летчиков при действии перегрузки. Они рассматривались как предвестники обморочного состояния. Эта работа Анохина - одна из наиболее известных. Не потому, что была весьма важна, а поскольку была заснята на кинопленку. Благодаря киносъемке были получены интересные данные, давшие толчок к более основательному изучению вопроса о предельных возможностях человека. Именно в полетах Анохина и его товарищей, которые велись под наблюдением специально созданной в ЛИИ медицинской группы, было установлено, что летчик при большой перегрузке сталкивается, прежде всего, не с потерей сознания, но и с тем, что у него... закрываются верхние веки -под действием их тяжести. Отток крови тоже, конечно, сказывался. Поэтому стали создавать противоперегрузочные костюмы. Кинокадры, запечатлевшие лицо Сергея Николаевича, неузнаваемо сдеформированное в полете при достижении максимальной перегрузки, стали хрестоматийными, так же, как и соответствующие заключения медиков и физиологов, проводивших эти исследования в ЛИИ…»
Back to Top