Логика всеединства 9. Лекция 5 Часть 1 Концепт антиномия в русской философии всеединства

Отмечается тот факт, что русская философия всеединства относилась к диалектической традиции философии. С момента возникновения европейской философии в ней существовали две основные логические линии – линия Парменида-Аристотеля и линия Гераклита-Платона. В первой линии возникла и достигла на сегодня максимального развития формальная логика, связывающая логическую способность разума с отрицанием противоречия. Вторая линия, наоборот, всегда утверждала связь особенно глубокого разума с некоторыми диалектическими противоречиями, которые назывались «антиномиями». Но в этой линии всегда существовала большая проблема, не решенная и до сих пор. Дело в том, что ошибки – тоже противоречия, и философия, претендующая на построение некоторой логики противоречий и в то же время не желающая быть просто ошибочной, должна указать некоторый «критерий логической демаркации», позволяющий как-то отделить друг от друга противоречия-ошибки и антиномии. Русская философия всеединства, например, в лице Павла Флоренского, также пыталась сформулировать этот критерий, но ей это не вполне удалось. В то же время в русской философии всеединства всегда подчеркивалась связь антиномичности и феномена предела. В лекции рассматривается конкретная логическая техника, в которой реализуется связь антиномичности и предельности. Рассматриваются предельные последовательности суждений, среди которых особенно выделяются последовательности истин, в пределе стремящиеся к противоречию (ко лжи). Такие последовательности называются «L-противоречиями» (от латинского “limit” - предел). Через логику таких последовательностей предлагается интерпретировать логику философских антиномий (2005 год).
Back to Top