Актуальные психолого-педагогические средства социально-бытовой адаптации выпускников детских домов
Черникова Софья Алексеевна
Самара, Самарский национальный исследовательский институт им. С.П. Королёва, студент магистратуры по направлению «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса», 2 курс
кандидат педагогических наук, доцент, И.В. Никулина
Самара, Самарский национальный исследовательский институт им. С.П. Королёва
АКТУАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ
Социально-бытовая адаптация, выпускники детских домов, мастер-классы, тренинги, мотивация.
10 лет назад произошла модернизация подхода к процессу социально-бытовой адаптации выпускников детских домов. Теперь в основе работы специалистов таких учреждений - формирование и развитие внутреннего потенциала воспитанников, формирование их готовности к самостоятельному проживанию в семье и вне семьи. Для этого необходимо использовать психолого-педагогические средства, однако в процессе их подбора для составления курса социально-бытовой адаптации возникают сложности, вызываемые отсутствием структурированности в момент осуществления поиска.
Целью исследовательской работы является изучение психолого-педагогических средств, которые впоследствии можно будет применить при разработке курса социально-бытовой адаптации выпускников детских домов. Для достижения данной цели используется анализ научных трудов, на основе которого будет сформирован опрос для выявления перечня наиболее необходимых психолого-педагогических средств в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей выпускного возраста.
Психолого-педагогические средства – это те средства, которые направлены для организации и осуществления педагогического процесса, при этом способствующие формированию психических функций и образования. (Немов, Р. С. Психологический словарь).
Рассмотрим психолого-педагогические средства подробнее. В случае сопровождения социально-бытовой адаптации к ним относят лекции, мастер-классы, тренинги, ситуационные и ролевые игры, мотивационные встречи и программы.
Лекции – это обучающий процесс, в ходе которого обучающие ознкамливаются с теоретическим материалом, получают информацию, которая необходима им в дальнейшем образовательном процессе.
Мастер-классы – это практические образовательные мероприятия, направленные на закрепление полученного ранее материала, а также на освоение новых навыков. В случае социально-бытовой адаптации можно проводить мастер-классы по готовке.
Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил (Кащиц Д.И. Сущность, структура и функции детской игры).
Ситуационные игры направлены на изучение действий в том или ином случае, а ролевые игры позволяют в интерактивной форме получить знания из области коммуникации, получить необходимый в дальнейшем социальный опыт. Так, например, ситуационные игры могут позволить выпускникам детских домов уяснить важность распорядка дня, экономии бюджета, а ролевые игры попробовать себя в различных профессиях.
Мотивация в психологии — это побуждение к действию, способность человека удовлетворять свои потребности посредством какой-либо деятельности, динамический психофизиологический процесс, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность.
В случае социально-бытовой адаптации, выпускники детских домов благодаря мотивации смогут успешно завершить один этап адаптации и перейти на следующий.
В ходе выявления наиболее актуальных средств в первую очередь важно обратить внимание на уровень личностного потенциала: различают его коммуникативный, гносеологический и аксиологический виды, которые помогут в дальнейшем процессе адаптации.
В ходе исследования, в виде пилотного анкетирования было опрошены 4 представителя мужского пола и 6 женского. Из них 5 человек оказались здесь после проживания в Доме ребенка.
Для этого следует использовать шкалы готовности из диагностики Егоровой.
1. Шкала «Временная перспектива».
В блоке, анализирующем показатель данной шкалы необходимо выяснить хобби, уровень социальной активности, а так же умение планировать свою жизнь на месяц, полгода и год. Этим обладает 40% из 12 чел.
2. Шкала «Ценностные ориентации».
В данном блоке необходимо провести анализ ценностных ориентиров целевой аудитории. Оказывается, ими обладает 20%.
3. Шкала «Профессиональная направленность».
Частично находит отражение в 1 блоке. Определились с профессией 50%.
4. Шкала «Самостоятельность».
Блок вопросов направленных на выявление имеющихся навыков, необходимых для самостоятельной жизни. Всего 10% готово начать самостоятельную жизнь.
5. Шкала «Межличностное общение».
Направлен на выявление потребностей и умению выстраивать социальные связи, что получается лишь у 20%.
Анкетирование в целом показало, что в процессе адап
1,712 view
1351
505
3 months ago 01:09:01 1
Может ли школа помочь детям с дислексией?
3 months ago 00:10:04 1
Психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста по методике Е.А. Стребелевой
5 months ago 00:01:39 1
29 июля 2024 г.
6 months ago 00:44:44 1
Истинное “я“ и ролевое “я“ ... в работе психолога и педагога. В чем сходство и различие
6 months ago 00:00:59 1
КАК ОБРАТИТЬСЯ К БОГАТОМУ РОДА? 🌳💰 #ритуалы #обряды #деньги #чистка #защита #эзотерика
7 months ago 00:09:39 1
Осознанное потребление информации🧠
7 months ago 00:04:26 1
Интересное и полезное лето для ребят 7-14 лет в Таганроге. Площадка “Семь летних Я“-время перемен!
7 months ago 00:09:01 1
Федоров И.Е. Доклад на Симпозиуме в ИвГУ
7 months ago 02:35:30 1
А если завтра война? А если она идет!? Власть и народ. Противостояние с НАТО. Верую @user-gw3kj1lb7j
8 months ago 01:59:31 1
Научно-методический семинар «Дислексия и дисграфия: причины, формы, проявления и методы коррекции»
8 months ago 00:32:44 22
Как понять, что твоему ребенку нужна помощь специалиста? Первый выпуск подкаста «Люди важнее»
8 months ago 00:45:26 1
Педагогические беседы. «Я работаю с незрячими детьми». Как воспитать талантливых и счастливых...
9 months ago 01:30:49 1
часть 3
9 months ago 06:55:39 1
Актуальные вопросы образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с РАС
9 months ago 00:26:39 6
Актуальное интервью. Об оказании психолого-педагогической помощи детям и подросткам
9 months ago 01:17:26 1
Почему ребёнок не хочет учиться или как не убить гения в ребенке? | Психология. Постижение истины
10 months ago 00:00:32 1
Методический семинар «Ранняя профилактика нарушений письменной и устной речи у дошкольников»
10 months ago 00:03:42 1
Творческий проект на основе технологии «LigroGame» по теме «Приключения Винни-Пуха и его друзей»
10 months ago 01:05:24 1
ВАЖНОЕ О ДЕТЯХ. КАК ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ДЕТЬМИ, ЧТОБЫ ПОСТРОИТЬ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ