Актуальные психолого-педагогические средства социально-бытовой адаптации выпускников детских домов

Черникова Софья Алексеевна Самара, Самарский национальный исследовательский институт им. С.П. Королёва, студент магистратуры по направлению «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса», 2 курс кандидат педагогических наук, доцент, И.В. Никулина Самара, Самарский национальный исследовательский институт им. С.П. Королёва АКТУАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ Социально-бытовая адаптация, выпускники детских домов, мастер-классы, тренинги, мотивация. 10 лет назад произошла модернизация подхода к процессу социально-бытовой адаптации выпускников детских домов. Теперь в основе работы специалистов таких учреждений - формирование и развитие внутреннего потенциала воспитанников, формирование их готовности к самостоятельному проживанию в семье и вне семьи. Для этого необходимо использовать психолого-педагогические средства, однако в процессе их подбора для составления курса социально-бытовой адаптации возникают сложности, вызываемые отсутствием структурированности в момент осуществления поиска. Целью исследовательской работы является изучение психолого-педагогических средств, которые впоследствии можно будет применить при разработке курса социально-бытовой адаптации выпускников детских домов. Для достижения данной цели используется анализ научных трудов, на основе которого будет сформирован опрос для выявления перечня наиболее необходимых психолого-педагогических средств в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей выпускного возраста. Психолого-педагогические средства – это те средства, которые направлены для организации и осуществления педагогического процесса, при этом способствующие формированию психических функций и образования. (Немов, Р. С. Психологический словарь). Рассмотрим психолого-педагогические средства подробнее. В случае сопровождения социально-бытовой адаптации к ним относят лекции, мастер-классы, тренинги, ситуационные и ролевые игры, мотивационные встречи и программы. Лекции – это обучающий процесс, в ходе которого обучающие ознкамливаются с теоретическим материалом, получают информацию, которая необходима им в дальнейшем образовательном процессе. Мастер-классы – это практические образовательные мероприятия, направленные на закрепление полученного ранее материала, а также на освоение новых навыков. В случае социально-бытовой адаптации можно проводить мастер-классы по готовке. Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил (Кащиц Д.И. Сущность, структура и функции детской игры). Ситуационные игры направлены на изучение действий в том или ином случае, а ролевые игры позволяют в интерактивной форме получить знания из области коммуникации, получить необходимый в дальнейшем социальный опыт. Так, например, ситуационные игры могут позволить выпускникам детских домов уяснить важность распорядка дня, экономии бюджета, а ролевые игры попробовать себя в различных профессиях. Мотивация в психологии — это побуждение к действию, способность человека удовлетворять свои потребности посредством какой-либо деятельности, динамический психофизиологический процесс, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность. В случае социально-бытовой адаптации, выпускники детских домов благодаря мотивации смогут успешно завершить один этап адаптации и перейти на следующий. В ходе выявления наиболее актуальных средств в первую очередь важно обратить внимание на уровень личностного потенциала: различают его коммуникативный, гносеологический и аксиологический виды, которые помогут в дальнейшем процессе адаптации. В ходе исследования, в виде пилотного анкетирования было опрошены 4 представителя мужского пола и 6 женского. Из них 5 человек оказались здесь после проживания в Доме ребенка. Для этого следует использовать шкалы готовности из диагностики Егоровой. 1. Шкала «Временная перспектива». В блоке, анализирующем показатель данной шкалы необходимо выяснить хобби, уровень социальной активности, а так же умение планировать свою жизнь на месяц, полгода и год. Этим обладает 40% из 12 чел. 2. Шкала «Ценностные ориентации». В данном блоке необходимо провести анализ ценностных ориентиров целевой аудитории. Оказывается, ими обладает 20%. 3. Шкала «Профессиональная направленность». Частично находит отражение в 1 блоке. Определились с профессией 50%. 4. Шкала «Самостоятельность». Блок вопросов направленных на выявление имеющихся навыков, необходимых для самостоятельной жизни. Всего 10% готово начать самостоятельную жизнь. 5. Шкала «Межличностное общение». Направлен на выявление потребностей и умению выстраивать социальные связи, что получается лишь у 20%. Анкетирование в целом показало, что в процессе адап
Back to Top