Взаимосвязь субъективного благополучия и социально-демографических характеристик молодежи

Олейник Антон Николаевич, Омск, ОмГУ им. Ф.М. Достоевского,4 курс бакалавриата, «Организация работы с молодежью» Потапова Юлия Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии, SPIN-код: 5026-5940 ВЗАИМОСВЯЗЬ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК МОЛОДЕЖИ Ключевые слова: субъективное благополучие; эмоциональное благополучие, социальное благополучие, психологическое благополучие, молодежь, пол, возраст, место жительства. Выборка. Всего приняло участие 2316 респондентов. Из них 859 (37%) юношей, 1457 (63%) девушек, средний возраст по выборке - 17,99( -2,92 лет). Проблема. Переходное состояние нашего общества сейчас, при котором наблюдается слом традиционного уклада жизни и поиск инновационных путей решения различных социальных проблем, не может не отражаться на самоощущении человека и его субъективном благополучии. Особенно важно при этом становится исследовать данный вопрос у молодежи как сензитивной к общественным трендам группе. Цель. Определить особенности субъективного благополучия омской молодежи с разными социально-демографическими характеристиками (пол, возраст, место жительства, социальный статус). Методы. Для исследования были использованы методы тестирования и анкетирования, методики: опросник “Спектр психологического здоровья“ К. Киза в адаптации Е. Осина, Д.А. Леонтьева (Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ (Осин Е.Н., Леонтьев Д.А.., 2020)). Методы статистической обработки - описательные статистики, критерий корреляции Спирмена, Н-критерий Крускала-Уоллиса, U-критерий Манна-Уитни. Результаты. Выявлено, что существует отрицательная корреляция между возрастом респондентов и общим уровнем благополучия (r=-0,124***), его эмоциональным (r=-0,106***), социальным (r=-0,117***), психологическим (r=-0,119***) компонентами: чем старше человек становится, тем ниже уровень благополучия. Полагаем, это связано с возникновением в процессе взросления различных обязательств и сложностей, реализация которых сокращает место для деятельности, приносящей удовольствие. Значимые различия в психологическом компоненте благополучия (Хи-2=61,712; p≤0,001) были обнаружены у молодежи с разным социальным статусом: так, у школьников уровень благополучия выше (ср.ранг=1283,49), чем у студентов ссузов (ср.ранг=1245,41) и вузов (ср.ранг=1014,43). Возможно, это связано с уменьшением в результате смены статуса оптимизма и с увеличением реализма при решении серьезных задач - от учебных до личностных. Далее мы выяснили, что существуют значимые различия психологического компонента субъективного благополучия среди жителей города (Омск, областной центр), городов в области (муниципальные центры) и малочисленных населенных пунктов (деревни, села) (Хи-2=24,083; p≤0,001). Жители города Омска наименее психологически благополучны (ср.ранг=1113,23), а жители муниципальных центров, наоборот, демонстрируют более высокие значения по этому параметру (ср.ранг=1295,48). Жители малонаселенных пунктов занимают среднюю позицию (ср.ранг=1202,64). Мы полагаем, такие различия обусловлены высокой стрессогенной ситуацией большого города и возможной неудовлетворенностью окружением, отсутствием эффективного личностного роста в малонаселенных пунктах. Муниципальные центры занимают промежуточное положение среди проанализированных мест жительств респондентов, поэтому психологический компонент благополучия опрошенных выше за счет пониженного, в сравнении с большим городом, стрессогенного фона и наиболее благополучных условий для личностной самореализации, в сравнении с малонаселенными пунктами. Выводы. В исследовании доказано наличие специфики проявления субъективного благополучия у молодежи с различными социально-демографическими характеристиками. Жители муниципальных центров, как и школьники, наиболее психологически благополучны в сравнении с иными категориями населения. Кроме того, существует отрицательная корреляция между возрастом и субъективным благополучием респондентов. Соответственно, чем старше человек становится, тем менее благополучен социально, психологически, эмоционально. Это ставит задачу по определению мер психологической поддержки для молодежи, оказавшейся в “группе риска”: студентов вузов, проживающих в г. Омске.
Back to Top