LiameloN School Биология 11 класс (Урок№13 - Организм и окружающая среда. Экологические факторы.)
🎯 Загружено автоматически через бота:
🛑 Оригинал:
📺 LiameloN School — @LiameloNSchool
📃 Оригинальное описание:
Биология 11 класс
Урок№13 - Организм и окружающая среда. Экологические факторы.
Взаимосвязь организмов с окружающей средой
Живые организмы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом и с факторами неживой природы. Видовой состав местности определяется историческими и климатическими условиями, а взаимоотношения организмов друг с другом и с окружающей средой – характером их питания.
Совместно живущие организмы различных видов обмениваются веществом и энергией между собой и окружающей их физической средой. На жизнедеятельность организмов оказывают существенное влияние факторы живой и неживой природы.
мы узнаем:
- классификацию экологических факторов;
- как влияют экологические факторы на жизнедеятельность и развитие организмов;
- характеристики сред обитания живых организмов;
мы научимся:
- объяснять влияние экологических факторов на живые организмы.
мы сможем:
- применять знания на практике (отношение человека к природе, охрана природы).
Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания. Природа, в которой обитает живой организм, является средой его обитания. На нашей планете организмы освоили четыре основные среды обитания: водную, наземно-воздушную, почвенную и организменную. Факторы среды, которые прямо или косвенно воздействуют на организмы, называются экологическими факторами.
По происхождению и характеру действия экологические факторы подразделяются на абиотические, биотические и антропогенные.
В процессе эволюции организмы приспособились к конкретным условиям среды обитания. У них выработались специальные приспособления, позволяющие избежать или преодолеть действие неблагоприятного фактора.
Каждый вид живых организмов имеет свои требования к факторам среды. Это касается как абиотических факторов, так и биотических.
Совокупность допустимых значений факторов среды для конкретного вида называется экологической нишей.
Она включает три основные характеристики.
Характеристики экологической ниши
1. Поведенческая;
2. Пространственная;
3. Временная.
Закон Либиха-Шелфорда
Существование любого организма или группы организмов зависит от совокупности определённых условий. Например, чем выше температура или чем больше питательных веществ, думаете вы, тем лучше. Однако это не совсем так. В 1840 г. Юстус Либих установил, что урожай культур часто лимитируется (ограничивается) не теми элементами питания, которые требуются в больших количествах, а теми, которых требуется мало. Либих доказал, что выносливость организма определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей. В окружающей организм среде в изобилии присутствуют двуокись углерода и вода, а потому они не являются факторами, ограничивающими рост. А вот цинка в почве очень мало, потребность растения в нем невелика, и рост растения будет успешен до тех пор, пока не будет израсходован весь его запас. Поэтому наличие цинка является ограничивающим, или лимитирующим, фактором. Закон минимума Либиха гласит: рост растения зависит от того элемента питания, который присутствует в минимальном количестве.
Лимитирующим фактором может быть не только недостаток, на что указывал Либих, но и избыток таких факторов, как тепло, свет и вода. Представление о лимитирующем влиянии максимума ввёл Виктор Эрнст Шелфорд (1913). Правило Шелфорда гласит: присутствие организма в данном местообитании зависит от комплекса экологических факторов. В каждом из них у организма существует определение границы выносливости, или толерантности. Эти границы определяются значениями, в пределах которых только и возможно существование организма. Нижняя граница показывает минимальное значение фактора, а верхняя – максимальное, за пределами которых организм не выживает.
Те величины факторов, которые лежат между максимумом и минимумом, благоприятны для организма. Когда температура приближается к пределам, животное испытывает либо холод, либо жару, его жизненная активность в этих условиях падает. Эта закономерность может быть перенесена на любой другой фактор. Условия, в которых организм чувствует себя благополучно, называют пределами выносливости, или толерантности.
Закон толерантности дополняет ряд вспомогательных принципов:
– организмы могут иметь широкие границы устойчивости в отношении одного фактора и узкие границы в отношении другого;
– организмы с широкими границами толерантности по всем факторам обычно широко распространены;
– если условия по одному экологическому фактору не оптимальны для вида, то могут сузиться и границы устойчивости к другим экологическим факторам. Пример: при низком содержании азота в почве снижается засухоустойчивость злаков. В этом случае для предотвращения увядания требуется больше воды, чем при высоком содержании азота;
– период размножения является критическим: в это время многие факторы становятся лимитирующими. Пример: взрослый кипарис одновременно мо
2 views
0
0
1 month ago 00:10:55 1
[LiameloN School] Литература 7 класс (Урок№28 - Е. И. Носов. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя»)
2 months ago 00:13:49 1
Акция здоровья: “Скажи вредным привычкам - нет!
2 months ago 00:04:14 37
[LiameloN School] Физика 9 класс (Урок№22 - Переменный электрический ток.)
3 months ago 00:04:25 32
[LiameloN School] Информатика 7 класс (Урок№6 - Единицы измерения информации.)
4 months ago 00:02:30 33
[LiameloN School] Русский язык 7 класс (Урок№25 - Деепричастие как часть речи.)
5 months ago 00:02:54 109
[LiameloN School] Биология 7 класс (Урок№4 - Голосеменные и покрытосеменные растения.)
6 months ago 00:06:58 1
Магнитное поле. Сила Ампера, сила Лоренца.
6 months ago 00:07:20 92
[LiameloN School] География 6 класс (Урок№2 - Мировой океан.)
7 months ago 00:04:59 16
[LiameloN School] История 7 класс (Урок№6 - «Европейская реформация и контрреформация».)
8 months ago 00:04:44 8
[LiameloN School] Алгебра 11 класс (Урок№6 - Обратные тригонометрические функции.)
8 months ago 00:08:59 1
[LiameloN School] Биология 9 класс (Урок№4 - Органические молекулы. Углеводы. Липиды.)
8 months ago 00:06:45 5
[LiameloN School] Геометрия 7 класс (Урок№34 - Занимательные задачи. Итоговое обобщение и систематизация знаний.)
9 months ago 00:08:52 438
Разберем действия которые здесь делать нельзя а какие правила применять нужно Рассматриваю решение задач не понимает большинство
9 months ago 00:11:33 508
Снова геометрия Надо либо хорошо знать метод Султанова уметь думать как понять математику 7 класс с нуля и просто Задачу решить
11 months ago 00:07:14 5
[LiameloN School] Русский язык 9 класс (Урок№10 - Способы сжатия текста.)
11 months ago 00:07:05 3
[LiameloN School] Физика 11 класс (Урок№22 - Фотоэффект.)
12 months ago 00:07:49 15
[LiameloN School] Физика 11 класс (Урок№13 - Линза. Построение изображения в линзе.)
1 year ago 00:03:22 1
[LiameloN School] Геометрия 8 класс (Урок№30 - Свойство серединного перпендикуляра.)
1 year ago 00:20:19 10
[LiameloN School] Биология 11 класс (Урок№13 - Организм и окружающая среда. Экологические факторы.)
1 year ago 00:04:21 15
[LiameloN School] Геометрия 8 класс (Урок№27 - Теорема о вписанном угле.)
1 year ago 00:03:04 6
[LiameloN School] Химия 8 класс (Урок№21 - Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения.)
1 year ago 00:08:04 13
[LiameloN School] История 8 класс (Урок№18 - Эпоха дворцовых переворотов (1725–1762 гг.)
1 year ago 00:05:54 38
[LiameloN School] Алгебра 10 класс (Урок№17 - Степень с рациональным и действительным показателем.)
2 years ago 00:03:30 9
[LiameloN School] Геометрия 9 класс (Урок№13 - Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения.)